Архитектура

Книги и статьи

ДРЕВНИЙ ПСКОВ. КРОМ И ДОВМОНТОВ ГОРОД (Е.Н.МОРОЗКИНА). Москва, 2001
Книга повествует о Кроме — Псковском Кремле — основе города и о Довмонтовом городе — второй линии укреплений Пскова, территория которого стала духовным центром вечевой республики. «Древний Псков. Кром и Довмонтов город» стал эпилогом писательской судьбы Е.Н.Морозкиной, скончавшейся в 1999 году. Книга публикуется без приложений и примечаний.

ЗЕМЛЯ ПСКОВСКАЯ (Е.Н.МОРОЗКИНА). Москва, 1986
Древние городища; старинные крепости; монастыри, бывшие когда-то очагами культуры и центрами обороны; простые храмы на берегах рек и озер — памятники древнерусской архитектуры; пушкинские места, ставшие священными; дороги войны, по которым шли люди, отстоявшие все эти сокровища, — вот содержание книги знатока древнепсковской архитектуры Елены Николаевны Морозкиной

СОКРОВИЩА ДРЕВНЕЙ АРХИТЕКТУРЫ (Ю.П.СПЕГАЛЬСКИЙ, Н.Н.НОВИКОВА).
Обзор развития псковской архитектуры с древнейших времен до начала XX века представлен в главах из работ Ю.П.Спегальского «Сокровища древней архитектуры» (Достопримечательности Псковской области. Л., 1987) и Н.Н.Новиковой «Архитектура губернского Пскова» (Псков через века. Памятники Пскова сегодня. СПб, 1994)

ЩИТ И ЗОДЧИЙ. ПУТЕВОДИТЕЛЬ (Е.Н.МОРОЗКИНА). Псков, 1994
Задача этой небольшой книги — рассказать о красоте Пскова, помочь читателю увидеть ее: найти и понять. Предметом рассказа послужит по преимуществу древняя архитектура, которая была ведущим искусством своего времени. Книга была написана еще в 1970-е гг., однако тогда она была положена «на полку» и впервые увидела свет только в 1994 году.

Вокруг стен Пскова (отрывок из путеводителя Арк.Васильева и А.К.Янсона «Древний Псков» 1929 года)
Глава из путеводителя Васильева и Янсона, опубликованного в 1929 году.

Древний Псков уходит от нас… (Е.Н.Морозкина)
Эссе знатока псковской старины Елены Николаевны Морозкиной, опубликованное в газете «Новости Пскова» и посвященное современному бедственному положению псковских памятников.

Кончанские и монастырские церкви (отрывок из путеводителя Арк.Васильева и А.К.Янсона «Древний Псков» 1929 года)
Глава из путеводителя Васильева и Янсона, опубликованного в 1929 году.

Крах Волышова (О.В.Константинов)
Статья псковского журналиста Олега Константинова посвящена бедственному положению усадьбы Волышово.

Несчастная усадьба Валуево (А.Федоров)
Статья псковского журналиста А.Федорова посвящена бедственному положению усадьбы, расположенной в городе Остров.

Петровский Псков. Прогулки по Пскову (Е.Н.Морозкина)
Цикл статей-путешествий по древнему Пскову, опубликованных в периодической печати. Статьи посвящены пребыванию в Пскове императора Петра I и «петровским» местам древнего города.

Своевременные мысли Юрия Павловича Спегальского
Публикация письма Юрия Спегальского, написанного в 1958 году и посвященного проблемам послевоенного восстановления Пскова.

Кратко

Псковская школа зодчества сформировалась к началу XIV века. Являясь северо-западным форпостом русских земель, Псков уделял большое внимание обороне. Ядро крепости — Кром в излучине рек Великой и Псковы. Рост городской территории отмечен сооружением посадских стен: Довмонтова стена (вторая половина XIII века), стена посадника Бориса (1309 год), Средний город (1375 год), Окольный город (60-80 годы XV века). Существующие ныне укрепления Окольного города датируются в основном XVI веком. В наиболее опасных местах строились крепостные башни (костры). Их было 39. Общая протяженность крепостных стен Пскова 9,5 км.

Пригороды Пскова и Новгорода так же имели крепостные сооружения. Наиболее значительные из них: Изборск (XIV век), Порхов (конец XIV века), Гдов, Остров, Печеры (XVI век). Элементами оборонного зодчества являлись: захабы, вылазы, слухи. Псковское церковное зодчество сформировалось на основе новгородских традиций. Первый каменный собор воздвигнут на Завеличье в Мирожском монастыре — Спасо-Преображенский собор (до 1156 года). Он построен из местного камня плитняка с частичным применение плинфы (кирпича) на цемяночном (толченый кирпич) растворе, с дальнейшей обмазкой стен известковым раствором. Вторым памятником Пскова XII века является Ивановский собор, усыпальница жен псковских князей. Церкви XIV-XV веков отличаются сравнительно небольшими размерами. Трехлопастное завершение стен в XIV веке увеличивает стройность зданий.

В Пскове основным типом храма является кубический, четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм. Материал культовых построек этого времени — плитняк (известняк). Плинфа уже не применяется. Ее отсутствие в стенах, столбах и сводах заставило псковских зодчих увеличить их толщину. В раствор больше не добавляется цемянка, кладка получается пестрой, неровной, что требовало обмазки известью. В результате неровность усиливалась, что придавало псковским церквам большую скульптурность и являлось характерной чертой псковского культового зодчества.

Отличительной особенность псковских храмов являются ступенчатые арки, т.е. подпружные арки, расположенные на ступень выше сводов конца креста, лежащего в плане. Данная система увеличивала пространство под куполом и давала возможность придать большую стройность пропорциям интерьера и улучшить его освещенность.

Декоративное убранство храмов скромное. Наиболее характерными деталями являются: поребрик, бегунец — на апсидах и барабанах, бровки — над оконными проемами, валики и другое. Псковские культовые постройки, имея симметричный план, представляли собой сложные, живописные композиции.

В конце XV — первой половине XVI веков были сооружены крупные трехапсидные храмы высоких художественных достоинств. Параллельно с крупными храмами в Пскове строились маленькие бестолпные с одной апсидой, покрытые либо двумя пересекающимися сводами, либо ступенчатыми арками. Характерной чертой псковских церквей являлись звонницы, крупные, отдельно стоящие сооружения или поставленные над одним из фронтонов церкви. Они были двух-, трех-, и пятипролетные. В XVI веке Псков украшали более 120 каменных храмов.

Искусство псковских зодчих получает в XV-XVI веках широкое признание. Они строят в Москве (церковь Ризоположения, 1484-1488; храм Василия Блаженного, 1555-1561; Благовещенский собор, 1484-1489; Духовскую церковь Троице-Сергиева монастыря, 1476 год), Казани, Свияжске, способствуя формированию общерусской архитектуры.

В начале XVII века стали появляться новые дворы «больших» псковских «гостей». Они строили 1-3 этажные каменные здания, возможно с деревянными этажами над ними. Дома, как правило, имели трехчастный план с сенями посредине. В дальнейшем планы усложнялись, нижние этажи (подклети) служили совместно для хранения товаров и наиболее ценного имущества. Массивные стены, своды, железные двери, ставни на немногочисленных окнах подклетей, решетки на окнах — все это защищало здания от пожаров. Нововведением являлось наличие повалуш — залов для общих дневных занятий и трапез, для приема гостей, устройства пиров. В некоторых домах были мужские и женские половины. Комнаты отапливались изразцовыми печами. Гражданские здания Пскова XVII века (Солодежня, Поганкины палаты, палаты Меньшиковых, Русиновых, Подзноевых и др.) позволяют судить о гражданском зодчестве Руси XVII века в целом. В этот же период в Пскове строятся каменные здания производственного и торгового назначения, административные (Приказная палата) и здания оборонного значение (Зелейские палаты).

В конце XVII века в Пскове был освящен Троицкий собор, четвертый, построенный на том же самом месте. Он является воплощением архитектурных и инженерных достижений псковских зодчих, хотя и был построен под влиянием московских архитектурных веяний.

Псковская энциклопедия // Новости Пскова. 1998. 3 июня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *