Кончанские и монастырские церкви (отрывок из путеводителя Арк.Васильева и А.К.Янсона "Древний Псков" 1929 года)

„Концы» в древнем Пскове являлись административными единицами внутри самого города. Внутренняя жизнь концов регулировалась кончанскими вечами; во главе управления стояли кончанские старосты. Деление на концы и предоставление им известных прав оправдывалось, вероятно, тем, что такое деление Пскова давало возможность администрации города лучше следить за выполнением Общественных повинностей населением города, пользоваться круговою порукою при несении этих повинностей и разгружало общегородское вече от необходимости входить в мелочную опеку над нуждами населения.

В приграничном городе, военные походы которого преследовали не столько цели активной защиты от врагов, сколько путем грабежа добыть „товар» для торговли, основная повинность населения, конечно, была военная. На обязанности населения концов лежала постройка и поддержание в порядке известных частей городской стены. Напр., в 1482 г. жители Богоявленского конца заложили и через 2 года выстроили свою часть Запсковской стены, а в 1484 г. Кузьмодемьянские кончане выстроили свои 2 части той же стены.

Когда огнестрельное оружие стало играть большую роль, на обязанность кончан легла заготовка пороха для воинов своего конца: в 1507 г. в приделе Кузьмодемьянской ц. взорвались „зелия всего конца». Набор и снаряжение войска по разверстке, произведенной общегородским вечем, производились концами. Кроме военных, на концах лежали и другие обязанности: во время мора 1466 г. концами были выкопаны за городом кончанские общие ямы (скудельницы) для погребения мертвых своего конца. Концы несли круговую поруку при поимке преступников из числа своих кончан.

Пригороды Пскова с их уездами были приписаны к определенным концам и несли часть общегородских повинностей, возложенных на население главного города. Видимо и войска, прибывавшие на защиту Пскова из пригородов, размещались в соответствующих концах. Представители концов участвовали в посольствах, при заключении мирных договоров, при торжественных встречах почетных гостей. В походах во главе кончан стоял свой воевода; общегородским же вечем назначался главный воевода всего войска.

Административным и общественным центром конца, как мы уже говорили, была кончанская церковь. В ней хранился порох и военное снаряжение конца; ее подвалы служили хранилищем для ценностей кончай; на площади перед нею собиралось кончанское вече; забота о ее благосостоянии, украшении, возобновлении лежала на населении всего конца. Поэтому кончанские церкви несколько крупнее остальных псковских церквей, богаче украшены иконами; их колокола висят не на маленьких звонничках, а на больших звонницах (Пароменская, Богоявленская). Зато и потребности населения концов сильнее сказались на их внешнем виде: обилие пристроек, приспособление нижней части звонниц под кладовые (почти у всех кончанских церквей).

Из церквей этого типа сохранились: Успенская-Пароменская, Кузьмодемьянская со Старого Примостья, Богоявленская в Бродах и Никольская со Усохи.

При ознакомлении с псковскими памятниками церковной архитектуры, мы обнаружим большое количество монастырских церквей как внутри стен Пскова, так и в непосредственной к ним близости.

До настоящего времени внутри стен Пскова сохранились церкви 10 монастырей: Вознесенского Старого, Вознесенского Нового, Покровского в Углу, Сергиевского с Залужья (из-за лужи), Успенского с Полонища (церковь перестроена), Якиманского, Воскресенского со Стадищ на Запсковьи, Ильинского с Запсковья же (Илья Мокрый), Образского на Жабьей лавице на Запсковьи и Кузьмодемьянского с Гремячей горы. В непосредственной близости от стен сохранились церкви 9 монастырей: Мирожского, Клементьевского, Николы Каменнооградского, Мироносицкого и Ивановского на Завеличьи, Ивана Богослова Костельников на Мишариной горе, Варваринского в Посаде, Алексеевского в слободе и Никитского (последний — самый дальний из них, находится менее чем в 1 километре от стен). Кроме того, по летописям, документам и развалинам внутри Стен известно 15 монастырей и 6—не далее, чем в 1/2 килом. от стен.

Большинство монастырей расположено или на главных улицах древнего Пскова, или на главных дорогах, ведущих к городу, или, наконец, в самой непосредственной от них близости.

Такое расположение монастырей дает основание думать, что селившиеся в них люди меньше всего думали об удалении от сует мира, о тишине, о сосредоточенности для подвигов поста и молитвы. Обилие монастырских и монашеских лавок в Торгу (в конце даже XVI в.), взаимоотношения между монастырем, как обществом, и монахом, как его членом, наконец, те обличения, с которыми обращались, начиная с XV в., к псковскому монашеству архиепископы и удалявшиеся в глушь лесов монахи-подвижники, объясняют нам сущность псковского монашества.

Особенностью псковских (и новгородских) монастырей XIV—XVII в. в. является их малолюдность: даже в самых благоустроенных монастырях было не более 6 — 7 монахов, а в прочих — 2 — 3. Даже в XVI — XVII в. в. существовали смешанные монастыри, в которых жили и монахи, и монахини.

Вступление в монастырь было связано с вкладом известной суммы денег. Вклад не делался достоянием монастыря, а оставался собственностью вкладчика; монастырь только пускал, как своеобразная банкирская контора, эти деньги в оборот и пользовался процентами с них. За эти проценты монастырь содержал вкладчика и заботился о том, чтобы вклады находились в выгодном обороте. При уходе из монастыря монах забирал свой вклад.

На внесенные монахами вклады, монастыри занимались торговлею, отдавали деньги в рост под высокие проценты, приобретали земли, которые сдавались в аренду крестьянам за 25—50% валового сбора. Богатства монастырей росли не только от этих доходов, но и от тех вкладов, которые делались мирянами (не монахами) — деньгами, землею, рыбными ловлями,лавками,товарами,ульями пчел и т. д.

За эти вклады монастыри содержали своих вкладчиков, которые в это время занимались своими мирскими делами. Вклады переходили в собственность монастыря только в тех случаях, когда, после смерти вкладчика, монастырь хоронил его на свой счет на монастырском кладбище и вносил в синодик (поминанье) на вечные времена.

Настоятель монастыря был, главным образом, хозяйственником, заботившимся об умножении процентов и ускорении оборота капитала.

При таких взаимоотношениях между монастырем и монахами, конечно, не могло быть и речи о том, чтобы эти монастыри преследовали исключительно религиозные цели. Известный знаток истории псковского монашества Н. И. Серебрянский говорит, что „сознавая свою самостоятельность, они (монахи) не исполняли прямых своих обязанностей — не хотели ни в церковь ходить, ни в келий прилежно молиться».

Почти все монастырские церкви отличаются очень небольшими размерами: для 2 — 3 монахов и нескольких вкладчиков не нужны (да и не по средствам) были большие постройки.

Церкви Среднего Города и Полонища.

Церк. Михаила Архангела — древняя, но неизвестно когда построенная, подвергалась значительным переделкам во время капитальных ремонтов 1694 и 1819 г. г. Шатровая ее колокольня— поздняя.

Церк. Петра и П а в л а „на брезе», с „бую» упоминается впервые в 1299 г., когда около нее на берегу р. Псковы Довмонт разбил немцев, осаждавших Псков. В 1373 г. построена новая каменная церк. П. и П. на другом месте, где-то поблизости. Существующая церк. построена в 1540 г.

В церкви ингересны иконы: Петра и Павла в деяниях и Рождества Богородицы.

В 1433 г. петровские „суседи» (прихожане Петровской ц.) разобрали башню стены Старого Застенья, стоявшую около Петропавловской ц. и из ее плиты построили ц. Бориса и Глеба, которая и просуществовала до конца XVIII в. В 1810 г. на ее месте выстроили теперешнюю ц. Казанской Б о ж. мат., в которой интересны иконы: Иоанна Златоуста в деяниях и Бориса, Глеба и Владимира в деяниях же, вероятно храмовая икона древней Борисоглебской ц.

Церк. Николы—„Явленного» и ее оригинальная двухъярусная звонница выстроены в 1677— 1680 гг.; церк. подвергалась переделкам. Интересна железная входная дверь, украшенная медными досками с плоскими насечными изображениями библейских сцен.

Звонница церкви говорит о прочности традиций псковской архитектуры и интересна, как дальнейшее развитие типа звонницы.

В ц. обращают на себя внимание древние иконы: Иоанна Предтечи (поясное изображение) и Николая чуд.

Церк. Покрова „в Торгу» впервые была построена деревянная во время мора 1522 г. Мор 1521—22 г.г. интересен, между прочим, в том отношении, что во время его были применены впервые в Пскове некоторые меры против распространения эпидемии: закрыли Петровскую улицу, в которой начался мор „с обою концов», запечатывали дома, в которых находились больные, запретили священникам посещать больных, вывозили трупы умерших далеко за город. Эти меры московского наместника вызвали протест со стороны игумена Елеазаровского (в 30 кил. от Пскова) монастыря Филофея, который осуждал эти меры, считая, что нельзя противиться божьему наказанию.

В 1590 г. сгорел весь Торг, сгорела и Покровская ц.; в 1676 г. вновь упоминается о пожаре Покровской ц. Когда построена существующая ц.— неизвестно.

В ц. интересны иконы: Умиления, Покрова Б-цы, Зачатия Анны и Ксении в деяниях (последняя— храмовая икона из ц. Ксении в Торгу).

Церк. Василия „на Горке» упоминается впервые в 1377 г. Существующая ц. построена в 1413 г. Все пристройки ц., за исключением западной (высокой) части северного придела, не древнего происхождения. Древняя колокольня находилась на стоявшей рядом с ц. Васильевской башне Среднего города.

Барабан купола и восточные полукружия богато украшены широкой каймой впадинок и треугольников. Четырехскатное покрытие сильно изуродовало верхнюю часть стены ц.—она разрушена и лопатки не имеют завершений.

Никольская „на Усохе», „на Всосе»—бывшая кончанская ц. Опоцкого конца, впервые упоминается в 1371 г. Существующая ц. построена в 1536 г. Северный придел ц., с особою главкою, древнего происхождения; южный—выстроен в 1873 г.; тогда же были испорчены (увеличены) окна ц. Паперть ц. переделана из крыльца псковского типа: пролеты крыльца заделаны наглухо.

Барабаны куполов богато украшены излюбленными псковскими украшениями: поясками из треугольников, впадинок и кокошничков, бровками над окнами; такие же богатые украшения и на восточных полукружиях, выходящих на Советскую ул.

Колокольная ц., состоящая из трех частей, сохранила древнюю нижнюю часть, на которой стояла звонница.

Из икон интересны: Неопалимая купина и Перенесение мощей Николы.

Церк. Анастасии „на Кузнецкой ул.»— первоначально деревянная, была выстроена в один день во время мора 1487 г. Когда построена существующая каменная—неизвестно, но, во всяком случае, ранее 1539 г., когда во время пожара Полонища сгорело 12 церквей, „а на Кузнецкой ул. у Настасий каменные церкви верх падеся и 4 человека в ней сгоре». (Кузнецкою называлась в древности Октябрьская ул.).

Паперть и колокольня выстроены в 1819 г. Во второй четверти XIX в. ц. была сильно обновлена; тогда же сделан новый иконостас и написаны все его иконы.

Вознесенье Новое — бывший женский монастырь, впервые упоминается в 1374 г. Существующая ц. построена в 1467 г. и интересна тем, что мало закрыта пристройками. Верхняя часть ее стен значительно снижена переделкою крыши.

Звонница, современная, пожалуй, церкви, справедливо считается самою красивою звоницею Пскова; она менее других пострадала от переделок.

Церк. Сергия Радонежского „с Залужья» (из за лужи)—бывший мужской монастырь, впервые упоминается в 1561 г., когда во время пожара Полонища сгорела и его ц. Время построения существующей ц. неизвестно.

Купол ц. покрыт зеленою глазурованною черепицею. Это единственная в Пскове ц., сохранившая это древнее покрытие и древнюю форму купола. Кроме богатого украшения из кокошничков, впадинок, треугольников и бровок над окнами, барабан купола сохранил поясок из изразцов. Средняя доля западной стены, кончающаяся под изящною звонничкою, дает представление о том, насколько срезаны современною крышею средние части остальных трех стен. Под ц. глубокие подвалы со сводами.

В ц. интересна древняя икона Одигитрии, использованная, как одно из средств при подавлении восстания в Пскове и его области в 1650 г.: икона трижды „плакала» и „ея же молитвами тогда во Пскове проста (прекратилась) междуусобная брань».

Церк. Преполовения интересна своим богатым крыльцом, над которым «»возвышается двухпролетная звонничка, переделанная в шатровую колокольню. Построена ц., вероятно, в XVI в.: в теперешнем своем виде она сильно изуродована; снижены стены, переделан барабан купола. Под ц. глубокий подвал с колодцем воды.

Церк. Георгиевская со Взвоза построена в 1494 г. Эта ц. особенно ценна тем, что она не закрыта пристройками. Притвор, паперть и звонничка—недавнего происхождения (звонничка выстроена в 1831 г.). Барабан купола, кроме обычных псковских украшений, имеет еще поясок из изразцов. Окна расширены недавно; древние окна сохранились в западной стене над притвором.

На месте Успенской с Полонища ц., построенной в 1810 г., находился Успенский женский монастырь, существовавший уже в XVI в.

Вознесенский Старый монастырь упоминается впервые в 1420 г., но судя по тому, что в 1374 г. уже упоминается Новое Вознесенье, м-рь этот возник ранее. Когда построена типично псковская ц. м-ря неизвестно.

Церк. Иоакима и Анны, бывш. женский монастырь, впервые упоминается, как уже существующий, в 1544 г. Когда построена ц.— неизвестно. Типичные псковские украшения—поясок из орнаментов у этой ц. особенно богаты и изящны.

Паперть ц., переделанная из крыльца псковского типа, заканчивается прелестною двухпролетною звонничкою. Рисунок этого крыльца, сделанный в 60-х годах XIX в. Годовиковым, имеется в известном атласе, хранящемся в Музее древностей.

Над древним барабаном возвышается уродливый новый каменный барабан, на котором поставлен маленький купол.

Покровская ц., бывш. мужской м-рь „Покров в Углу», впервые упоминается в 1456 г., когда псковичи построили деревянную стену „от Великой реки от монастыря от Покрова богородицы да и до Псковы реки». Во время пожара Полонища в 1544 г. м-рь сгорел. В 1581 г., во время осады Пскова Баторием, м-рь сыграл крупную роль в поднятии настроения осажденных. В память отбития штурма, рядом с Покровского церковью была вскоре построена ц. Рождества богородицы, впоследствии соединенная с Покровскою. Покровско-Рождественская ц. подверглась значительным переделкам, совершенно исказившим ее псковский вид.

В ц. очень интересна икона Покрова, на которой изображено и видение Дорофея, к сожалению, скрытая под ризою. Писана икона, видимо, не в Пскове, а в Печерском м-ре: автор ее очень хорошо сумел изобразить Печерский м-рь и совсем неправильно—Псков, который он, должно быть, плохо себе представлял. На иконе и на ризе имеется описание видения.

Церкви Запсковья.

Церк. Кузьмы и Демьяна со Старого Примостья была кончанскою ц. западной части Запсковья. Упоминается она впервые в 1458 г., как сгоревшая во время пожара Запсковья. На месте сгоревшей в 1462 г. выстроена новая каменная ц. В 1500 г. Запсковье вновь выгорело, сгорела и ц. Сгоревшая ц., видимо, была возобновлена, а через’ 7 лет она опять „огорела»—„и колоколы у Кузьмы и Демьяна сгорели, и придел подле церкви с зельями (порохом) роздрало (взорвался), а зелий пушечных сгорело бочка, и занеже ту зелия всего конца стояли». Очень сильно пострадала ц. и во время пожара 1541 г., когда „вся церковь выгоре, и моще св., и иконы все, и казна церковная и 3 человеки в ней сгорело». Во время острой вспышки классовой борьбы в 1611 г., по звону ее колокола у ц. собрались меньшие люди, решившие защищаться на Запсковьи от попытки больших расправиться с ними.

В ц. интересен весь ансамбль икон иконостаса, видимо, написанных после пожара 1541 г. руками хороших мастеров.

Колокольня ц. состоит из 2-х частей: древней нижней части—кладовой с подвалами и верхней— обыкновенной современной колокольни. Древняя часть служила основанием звонницы, которая состояла из 4-х пролетов.

Церковь Воскресения, осталась от Воскресенского со Стадищ женского м-ря, упоминающегося в 1458 г. Существующая ц. строилась в 1532 г. Звонничка, построенная над папертью, появилась в конце XVI, начале XVII в.; южная пристройка с оригинальным куполком, вероятно, построена вместе с церковью.

Церк. Валаама Хутынского „на Званице» впервые была построена в 1466 г. деревянная, во время чумы, в один день, по обету. Существующая каменная построена в 1495 г.; во время пожара 1521 г. ц. „огорела».

Над притвором возвышается 2-пролетная звонничка; притвор и звонничка, вероятно, строены одновременно с церковью; паперть новая, так же, как и пристройки.

Из икон ц. обращают на себя внимание древние: храмовая—Варлаама Хутынского в деяниях, Иоанна Богослова в деяниях же, Троицы и Одигитрии.

Церк. Ильи пророка (Илья Мокрый), бывш. женский м-рь, упоминающийся уже в 1465 г. Существующая ц. построена во второй половине XVII в.

Из икон ц. интересны: Одигитрия в деяниях; Параскева, Феврония и Павел и Деисусный и Праздничный чины (ряды) иконостаса. Образская ц. „у Жабьи лавицы» первоначально была построена в 1486 г. во время мора, в один день (должно быть, деревянная). Когда была построена, вместо деревянной, каменная—неизвестно; в 1541 г. здесь стояла еще деревянная ц. В 1852 г. каменную ц. начали ломать и сломали до половины, а в 1854 г. вновь надстроили, потому ц. и выглядит как то не по-псковски сухо.

Церк. Богоявленская в Бродах, бывшая кончанская ц. восточной части Запсковья, впервые упоминается в 1458 г. Существующая—построена в 1496 г.; в 1500 г. во время пожара Запсковья ц. „огорела»; в 1507 г. она вновь пострадала от пожара. Купол и верхняя глухая главка появились не ранее XVII—XVIII в.

Звонница — современна ц.; нижняя ее часть — древняя кладовая. В древности звонница была 3-х пролетной; все пролеты были такой же ширины, как правый пролет; над каждым пролетом стояли маленькие шатровые главки.

В ц. очень ценен весь подбор икон в иконостасе.

Церк. Кузьмы и Демьяна с Гремячей горы, бывш. мужской м-рь, впервые упоминаемый в 1383 г. при построении каменной в нем ц. В 1540 г. в м-ре строится новая ц., но в 1541 г., во время пожара Запсковья, она огорела „и не священа бысть». Когда построена существующая ц. — сказать нельзя, скорее всего в конце XVI — начале XVII в.

Очень интересно крыльцо ц., над которым выстроена колокольня.

Церкви за стенами города.

Церк. Алексея человека божия в Алексеевской слободе—бывш. монастырь, впервые упоминается в 1528 г. Существующая ц. построена в 1540 г. Южная часть ц. — придел — не древний; самая ц. значительно перестроена (в верхней части). Над древней папертью возвышается колокольня со столбами псковского типа.

Во время осады Пскова Баторием, м-рь служил главною квартирою польской армии. В 1609 г. меньшие люди и стрельцы в этой ц. принимали присягу Самозванцу.

Церк. Никиты, бывш. монастырская, построена в 1470 г.; постройка ее обошлась более 2.000 довоенн. руб. Эта маленькая церковка, не закрытая пристройками, с хорошею звонничкою, богатыми украшениями барабана и алтарного полукружия — одна из наболее красивых псковских церквей.

Церк. Варвары в Плехановском посаде, бывш. женский м-рь. Эта единственная деревянная в Пскове ц„ построена в начале XVII в. В ц. замечательны 12 икон „праздничного чина», безусловно псковского письма, к сожалению, не совсем бережно расчищенные лет 15 назад.

Церк. Дмитрия на кладбище, бывш. монастырь в „Поле», „на Пскове» впервые упоминается в 1454 г. Существующая ц. построена в. 1534 г.; придел и колокольня — новые.

В ц. интересны иконы: Деисус с праздниками, Дмитрия Солунского и Одигитрии с акафистом.

Церк. Константина и Елены в Красногорской слободе — типичная псковская; построена, вероятно, в XVI в. (упомин. в 1555 г.).

Церк. Ивана Богослова на Мишариной горке,бывш. „Костельников» монастырь „на речке Милявице», построена в 1547г. Колокольня новая, в древности около ц. стояла двух-пролетная звонничка.

Церк. Петра и Павла, бывш. мужской м-рь „Сироткин», или „Сереткин», в 2 км. к северу от Пскова, впервые упоминается в 1386 г. Сведений о времени построения существующей ц. не сохранилось. Благодаря пристройкам и переделкам ц. в значительной степени потеряла псковский вид.

Церк. Рождества богородицы на Снетной горе, в бывш. мужском Снетогорском монаст., построена в 1310—11 г.г. и расписана фресками в 1313 г. Южная пристройка с интересною изразцовою печью и паперть, арка которой украшена хорошими (не совсем сохранившимися) изразцами,—более поздней постройки.

К югу от Рождественской церкви стоит построенная в 1519 г., „на погребех» ц. Николая ч у д., внутри совершенно переделанная.

Колокольня построена в. XVIII в.

Снетогорский м-рь, упоминающийся уже в 1299 г., находился под покровительством псковских князей: пользовался их особыми милостями; некоторые князья постригались в нем в монахи. Образ жизни монахов этого м-ря, нимало не похожий на монашеский, вызывал нарекания даже в древности. М-рь играл роль военного передового пункта, наблюдавшего за нижним течением р. Великой. Осаждавшие Псков враги приспособляли его для своих нужд: в 1612 г. в нем обосновался с войсками псковский самозванец Сидорка-Матюшка, в 1615 г. в нем была главная квартира шведской армии, в 1650 г. в нем остановился Хованский со своим Карательным отрядом.

В настоящее время в м-ре помещается совхоз и Дом Отдыха.

Церкви Завеличья.

Преображенский собор Мирожского м-ря впервые упоминается в 1156 г., а выстроен несколько ранее. Уже в этой первой каменной постройке Пскова видны чисто псковские особенности: теснота, приземистость, боковые восточные полукружия не доходят даже до половины алтарной абсиды, хотя во внешнем облике церкви еще мало намеков на будущий псковский тип.

Звонница—более поздней постройки, не ранее конца XVI — начала XVII в., так же, как и паперть.

Внутри ц. расписана фресками, испорченными „реставрацией» в 1901 г.

Стефановская ц. построена не ранее начала XVII в. Каменные монастырские келий выстроены в 1789 г.

В настоящее время в м-ре помещается экскурсионная станция Ленинградского Облоно.

Церк. Климента папы Римского, бывший Драчилов м-рь (драчами в древности назывались шерстобиты), существовал уже в XV в., тогда же, вероятно, построена и существующая красивая церковка.

Церк. Николы-Каменнооградского („каменная ограда»), бывш. мужской м-рь на Изборской дороге, существовал уже в 1409 г., что видно из записи в так назыв. „Лукином евангелии». Когда построена существующая ц. — неизвестно. В XVII в. м-рь был разорен поляками и вновь был восстановлен только в 1692 г.

Никольский Кожин м-рь на Бармихе улице существовал уже в XVI в. Существующая ц. выстроена в XIX в.

Успенская Пароменская ц. была кончанскою церковью Завеличья. Впервые ц. была построена в 1444 г., а существующая—в 1521 г. В 1609 г. она была сожжена новгородцами и восстановлена только в 1613 г., т. е. уже после окончания „смуты» в Пскове.

Барабан купола и восточные полукружия украшены псковскими орнаментами. Верхняя часть стен разрушена при устройстве 4-х скатной крыши; о высоте их можно судить по кокошнику, защищающему фреску (испорченную) над алтарем.

В#1еличественная звонница, выстроенная на высокой подклети-кладовой, в древности была покрыта 5-ю маленькими двухскатными крышами: по крыше на каждый пролет звонницы. Современная крыша с безобразным тяжелым карнизом закрывает арки пролетов. Таким же карнизом перебита гладь стены у подошв колонн.

Церковь отличается замечательно-художественным подбором икон. Местная „чудотворная икона» Смоленской б. м., обследованная в 1927 г., оказалась грубейшею подделкою: напечатанная на бумаге лубочная икона была подрисована красками и покрыта древнею ризою. Подлинная икона найдена в б. собрании икон Батова в Пскове же. (Ныне и подлинник и подделка находятся в Поганкиных палатах.).

Церк. Жен мироносиц на кладбище, б. м-рь „на скудельницах», т.-е. на общих могилах. Первоначальная деревянная ц. была построена в 1537 г., а существующая каменная—в 1546 г., одновременно с основанием м-ря. Южный придел, видимо, построен вместе с ц., северный—недавней постройки.

Из икон ц. интересны: Распятие и Казанской б. м., на которой изображен и кн. Довмонт псковский.

Ивановский м- рь, бывш. женский, основан в первой половине XIII в., (в летописи он впервые упоминается в 1243 г.); тогда же выстроена и существующая до сих пор ц. Для ее постройки, кроме плиты, использован белый кирпич не псковского происхождения, а привозный с запада. В отличие от других псковских церквей, Ивановская ц. имеет внутри не 4, а 6 столбов и не 1, а 3 главы. Увеличение количества столбов и глав объясняется тем» что ц. не квадратная, а удлиненная: маленькие главы освещали расположенные в западной части хоры. Звонничка, возвышающаяся на южной стене, выстроена в XV—XVI в. Паперть и северный придел — позднего происхождения. Ивановский м-рь находился под покровительством жен псковских князей; после смерти мужей, они постригались в нем в монахини. Монастырь был очень богат.

При м-ре в XVI — XVII в. в. существовала школа вышивания; очень художественные вышивки, сделанные в этом м-ре, хранятся в Поганкиных палатах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *