Успения от Парома (Пароменская) церковь

Рижская ул. (Рижский пр., 2)

Приделы: Рождества Богородицы, преподобного Нила Столобенского, Собора Божией Матери, святой княгини Ольги Российской (новый придел)

Находится против плавучего моста. Строена в 1444 г. и вновь построена в 1521 году. Судя по изображениям ее на иконе Сретения, а также и на иконе Божией Матери в Печерском монастыре, эти изображения можно отнести к концу XVI или началу XVII века, — наружный вид церкви с тех пор сильно изменился. Тем не менее она считается вполне выработанным типом Псково-Новгородского зодчества.

Главный храм, квадратный в плане, имеет 3 полукруглые абсиды, из коих средняя выше боковых. Фасады украшены трехдольными лопастными делениями. В барабане проделаны узкие, щелеобразные окна, украшенные фронтонами. Карниз обделан поясками из арочек, квадратиков и треугольников. Такие же пояски имеются и на абсидных карнизах. Средняя абсида, кроме того, украшена валиковыми разводами. Глава имеет форму маковицы, с отливом внизу; такая форма, по мнению гг. Суслова и Новицкого, заимствована из деревянного зодчества. Глава увенчена крестом, сверху коего находится литой голубь. Храм покрыт 4-хскатной крышей, закрывающей нижние части окон барабана, из чего следует, что крыша эта сделана в позднейшее время. Судя по древним рисункам, прежнее покрытие было на 8 скатов, С севера и юга к главному храму примыкают приделы — несомненно, более поздней постройки. Они также украшены главками. Южный придел имеет характерное Псковское крыльцо на низких массивных столбах. Под церковью находятся глубокие подвалы, покрытые сводами.

Храм покрыт коробовыми сводами, опирающимися на 4 столба, из коих западная пара круглая, восточная же — квадратная в разрезе и только закруглена со стороны алтаря. Купол покоится на ступенчатых арках, возведенных с восточной и западной сторон. Храм имеет 3 придела, расположенные не на одной высоте, а именно: южный придел во имя Рождества Богородицы расположен ниже следующего за ним придела во имя преп. Нила Столбенского. За последним идет главный храм и, наконец, северный придел во имя Собора Божией Матери. В северо-западном и юго-зап. углах верхнего яруса церкви прежде были также устроены приделы, ныне упраздненные и служащие церковными кладовыми. Между ними находятся хоры. Своды главного храма и алтаря покрыты голосниками. Над юго-зап. частью алтаря есть какое-то помещение, дверь в которое со стороны алтаря не видна и находится, вероятно, со стороны иконостаса. В стенах церкви вделаны надгробные плиты 1693 г. Размеры церкви: длина 15 саж., наибольшая ширина 12 с., высота до верхнего карниза 6 с.

В одной рукописной истории Пароменской церкви, 1827 г., сказано: «яблоко, кресть и голубь медные, вызолоченные черезъ огонь».

Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.


Вот что писал о Пароменской церкви Юрий Спегальский: «Первый памятник, который встречает каждого переходящего по мосту из центральной части Пскова на Завеличье, — церковь Успения у Парома или, как называют ее псковичи, Пароменская. Мост на этом месте существовал с незапамятных времен. Еще в начале нашего века он сохранял древнее устройство, был основан на плотах и почти не возвышался над поверхностью воды. Каждый год его зимой разбирали и собирали после половодья, а пока мост еще не был готов, его заменял паром.

Существующая Пароменская церковь построена в 1521 году на месте более старой. Современный облик в основных частях она получила в последние годы XVII-начале XVIII века. К этому времени относятся ее глава с перехватом, четырехскатная крыша, закрывающий фреску над абсидами навес (теперь его уже нет), крайние боковые пристройки с типичными для конца XVII века прямоугольными абсидами и глухими декоративными главками. Крытая паперть перед западным притвором, по-видимому, конца XVIII или начала XIX века.

Памятник этот еще никем не исследовался и нет точных данных о его первоначальной архитектуре. Несомненно лишь, что четверик храма покрывала восьмискатная крыша, глава имела луковичную форму, с юга находились придел и притвор. По всей вероятности, придел с притвором были и с северной стороны. Между тремя притворами шли соединявшие их галереи. Внутри храма, кроме палаток с западной стороны (в них первоначально были устроены приделы), в юго-восточном углу четверика, вверху, под самой крышей, устроен тайник, Узенькая щелочка освещающего его оконца видна снаружи церкви. Над сравнительно поздним иконостасом сохранилось завершение, принадлежащее XVI веку. До 1944 года главу украшал крест XVI века. Он был деревянным с позолоченной медной облицовкой. Увенчивала его литая фигурка голубя, немного превышавшая натуральную величину этой птицы. Нынешний крест (как и глава) — неточная реставрация, выполненная в 1948 году.

Интерьер храма испорчен поздней малярной росписью, но его очень удачно найденные пропорции придают ему внушительность. Интересны палатки. В их стенах остались гнезда от брусьев, поддерживавших миниатюрные иконостасы. Сохранились старые плиты пола и окна (часть их заделана), а во многих местах — старая штукатурка. В двух окнах еще существуют деревянные подоконники, вставленные в 1521 году. Лестница в палатки — поздняя, первоначальный вход в палатки был с хор, куда всходили, видимо, по деревянной лестнице.

Судя по четверику, этот храм первоначально отличался монументальностью и казался огромным. Нескладные пристройки конца XVII века, заменившие старые приделы, нарушили его первоначальную масштабность, которая чувствуется еще в старых абсидах четверика. Звонницу искажают сделанное в конце XVII или в начале XVIII века покрытие, заменившее первоначальную пощипцовую крышу (с двумя скатами над каждым пролетом), и огромные деревянные карнизы, относящиеся к тому же времени. Но, несмотря на это, необычно тяжелые столпы и умело рассчитанное сужение звонницы кверху и теперь придают ей подчеркнутое выражение мощи. Чтобы яснее представить себе, как все это выглядело в старину, нужно сойти к самому берегу и подходить к памятнику от реки, как бы от бывшего плавучего моста. Очень хорош этот храм издали, в общей панораме реки».

Успенская церковь была закрыта во время «безбожной пятилетки» в 1938 году. В советское время была произведена реставрация купола (архитектор Э.П.Штольцер). В звоннице Успенской церкви размещалась кузнечная мастерская известного псковского кузнеца и реставратора Всеволода Петровича Смирнова.

Разоренный и оскверненный храм был возвращен русской православной церкви лишь в 1994 году. На момент передачи храма церкви он находился в плачевном состоянии: разрушены стены и своды храма, отсутствие полов, окон, разрушен иконостас XV века. Первоначально был полностью отреставрирован придел святой княгини Ольги Российской, где с 1995 года происходили богослужения. В 1998-99 годах проводились восстановительные работы в главном приделе храма — Успения Божией Матери. Были заменены деревянные части, полностью оштукатурены своды и стены центрального придела, выполнены работы по укладке новых полов.

Церковь Успения с Парома (с Пароменья) состоит на охране как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.60). Действующая церковь.

Литература: Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову Псков, 1913; Спегальский Ю.П. Псков. Л., 1978

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *