Псков — один из самых древних русских центров живописи, имеющий свою индивидуальность, неповторимость и особый колорит. Современный музей-заповедник города хранит коллекцию икон, равных которой, пожалуй, нет во всем мире. Школа иконописи здесь начала развиваться еще в XIII веке.
Псковская иконопись развивалась последовательно, с использованием традиционных элементов местного колорита. В таких иконах, как «Никола» (находится в монастыре Иоанна-Предтечи ) или «Ульяна» видны элементы искусства XIV столетия. Для лучшей сохранности икон сегодня применяют даже козырьки из нержавеющей стали или другие приспособления, препятствующие попаданию влаги на них.
Особенностью псковской иконописи является передача чувств человека путём использования красочной палитры, которая является отличительной чертой этой школы.
Большое влияние на псковских мастеров оказало византийское искусство, благодаря тому, что в XVIII веке известный византийский философ и мастер живописи Феофан Грек переезжает в Новгород. Новгородская культура во многом в дальнейшем определила направление псковских художников.
Самые известные творения живописцев относят к XV столетию. Три знаменитые иконы хранятся в церкви святой Варвары. Все эти иконы очень схожи по стилю и манере написания. Возможно они были созданы одним мастером.
Значительное воздействие на стиль написания образов местных творцов оказала Рублёвская школа иконописи. Вместе с тем, отличительной особенностью ликов святых в работах псковских живописцев является уход от позиций классического жанра.