Воскресенская церковь в деревне Теребени (близ старой дороги Опочка-Новоржев)

Деревня Теребени, близ старой дороги Опочка-Новоржев

Приделы: Знамения Пресвятой Богородицы и Великомученицы Варвары.

В деревне Теребени сохранилась деревянная Воскресенская церковь XVIII века с двумя приделами – Варваринском и Знамения. Погост Теребени и Воскресенская церковь упоминаются в псковских писцовых книгах конца ХYI в. Первое, известное нам, описание церкви относится к 1764 г. Она значится в Псковской епархии Опочецкого заказа, Теребенского погоста при реке Теребенке. Нынешняя церковь датируется 1776 годом.

Хотя церковь пережила немало, служба в ней не прекращалась со дня основания; и ее судьба – один из немногих примеров благополучия. Сохранились иконостасы, убранство, иконы. Сведения о дате ее освящения противоречивы, однако известно, что частично она выстроена на средства семьи Кутузовых; Михаил Илларионович был здесь при погребении отца – Иллариона Матвеевича – в 1784 году. Захоронения Кутузовых – в подвале церкви. Рядом – сельское кладбище, где выделяются памятники над старыми могилами Львовых, Карауловых. Здесь же – каменные «идолы», приметы древнего языческого капища.

Будылин Иосиф. Деревенский Пушкин. М., 2002.

«Тайн века» стало на одну меньше

Сегодня отведенное ему место в экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, посвященной жизни и деятельности М. И. Кутузова, займет рожденный сенсацией экспонат — портрет его отца — инженер-генерал-поручика и кавалера Иллариона Матвеевича Голенищева-Кутузова.

Уникальная находка была обнаружена на Псковщине в результате предпринятой в 1991 году экспедиции общественного фонда «Тайны века»: под церковью деревни Теребени был найден склеп с двумя гробами. В одном из них покоились прекрасно сохранившиеся — мумифицированные — мужские останки, облаченные в генеральский мундир, в другом — останки женщины. По церковным книгам удалось установить, что церковь эта построена в конце 70-х — начале 80-х годов XVIII века И. М. Голенищевым-Кутузовым, а под ней предполагалось устроение семейного склепа. А следовательно, в обнаруженном захоронении — останки матери и отца фельдмаршала, изгнавшего Наполеона из России. Исторической науке известно, что отец победоносного военачальника сам был видным военным инженером. По его проектам и с непосредственным участием в Санкт-Петербурге построен Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова), предназначавшийся для защиты города от наводнений, и канал Петра Великого в Кронштадте. Командуя инженерными подразделениями 1-й армии П. А. Румянцева, участвовал в русско-турецкой войне 1768 — 1774 г.г. Позже по собственному прошению был уволен с военной службы «по старости и болезни», состоял на мирном поприще московским сенатором и скончался на Псковщине в своем имении в 1784 году.

Карандашная зарисовка, сделанная в склепе с его останков петербургским художником Михайловым по приглашению Псковского краеведческого музея, стала источником создания портрета, выполненного маслом Надеждой Ионовой, студенткой Художественного училища им. В. Мухиной. На мундире Иллариона Матвеевича — орден св. Анны I степени, полученный им за «славную турецкую кампанию».

Невское время No 178(1820) 30 сентября 1998 г.

Конечно, Теребени стоит посетить ради одной только беседы с отцом Георгием (Мицовым), бывшим сотрудником Русского музея. Он найдет общий язык с любым человеком. Об отце Георгии написано немало. Приведем только одну статью из «Новой газеты».

БАТЮШКА-ШЕСТИДЕСЯТНИК
Деревенский священник был знаком с художником Шемякиным и служил панихиду по Довлатову

«До Опоцки две верстоцки и в боцок один скацок…»

Следуя этому нехитрому указателю, можно добраться до деревни Теребени Опочецкого района Псковской области, хотя верить ему все-таки не нужно.

Какой «скацок», если в конце пути спидометр нащелкал 160 километров! Ровно 130 — от Пскова до райцентра, что расположился чуть в стороне от федеральной трассы Санкт-Петербург — Киев, и еще 30 километров по старому военному тракту на Новоржев. Когда-то давно эта дорога имела стратегическое значение, но потом о ней постепенно забыли. Тем не менее опытные экскурсоводы заповедника вам обязательно расскажут, что в свое время сам Александр Сергеевич, уже находясь в ссылке, не единожды ездил по ней. Может быть, даже заходил в церковь Воскресения Словущего.

Отец Георгий

Он прекрасно знает Михаила Шемякина. Хотя для отца Георгия тот по-прежнему остается коллегой по бригаде, которая в свое время обслуживала такелажные нужды государственного Эрмитажа. Поэтому и отзыв о Шемякине соответственный.

— Мне всегда нравилась в Мишке его… реальность. Работал ли, выпивал — всегда от души! — такую парадоксальную характеристику дает живописцу мой собеседник.

Наудачу спрашиваю: может быть, и с Довлатовым знакомство имел?

— Нет! — следует категорический ответ. — И это к нашему взаимному счастью…

— ?

— Иначе бы просто спились, — простодушно отвечает Георгий Здравович. — Кто тогда в Питере не пил? Каждый спасался, как мог. Но зато отпели его здесь, в Теребенях. Когда Леша и Рита Шерстневы узнали о смерти Сергея, то приехали ко мне (раньше-то они жили в Пушкинских Горах, дружили с Довлатовым) и заказали панихиду.

Только и остается воскликнуть: чудны дела твои, Господи! Но видно так было угодно распорядиться судьбе, что бренное тело человека, который обладал даром органического беззлобия, нашедшее последний приют на кладбище под Нью-Йорком, было отпето по христианскому обряду в глухой опочецкой деревушке.

В российской табели о рангах отец Георгий Мицов (батюшка его был из болгар) более всего подходит под категорию шестидесятника. То есть бедный, но честный. Добавлю от себя: к тому же и отчаянный. Не всякий бы решился бросить доходную даже по советским временам работу реставратора, которая давало почти 400 рублей в месяц, и уехать в опочецкую глушь на поиски… смысла жизни. Было это 13 лет назад.

По церковному уставу поп должен кормиться с прихода. Однако назвать «кормлением» жизнь этой семьи трудно. В первый месяц пребывания в Теребенях их общий бюджет составил всего 31 рубль. На четырех человек, из которых трое – мужчины, это было, мягко говоря, маловато. Как им удалось выкрутиться, знает только жена, матушка Валентина. Поневоле вспомнишь того же автора «Заповедника», который, попав в Нью-Йорк, написал следующие строки: «Мужья лежали на продавленных диванах. Интеллигентные жены кроили дамские сумочки на галантерейных фабриках… Может, у наших жен сильнее чувство ответственности? А нас просто сдерживает бремя интеллекта?»

В неменьшей степени эти строчки можно отнести и к отцу Георгию, потому что иммиграция бывает не только там, за океаном. Удаленность от суеты северной столицы, пропитанной дождем и какой-то странной аурой порока, и дает сегодня ему силы жить в Теребенях, как бы подтверждая его собственный афоризм о том, что православие не доказуемо, а показуемо.

Немногие до него выдерживали. Единственным старожилом этих мест, чей своеобразный рекорд до сих пор так и не побит, был отец Василий, который служил в местной церкви с 1947 по 1971 год.

С тех пор прошло немало лет, но сам приход богаче не стал, потому что бегут люди из глубинки, где нет ни работы, ни земли, ни счастья. Тем не менее отца Георгия невозможно представить угрюмым адептом веры, каким обычно изображают отшельников и затворников. Это человек редкого обаяния, что нечасто встретишь среди людей его, если так можно выразиться, профессии: без меры говорлив («Матушка все время меня пилит за болтливость!»), добродушен и отзывчив.

Когда к нему в тот же день зашли хорошие знакомые — реставраторы из Питера, — не забыв при этом пузырек «огненной воды», гостеприимный хозяин сразу же выставил на стол закуску. Более того, поднял с ними пару рюмок: «Во здравие!» На мой вопрос: «Отец Георгий, а вам можно?» он просто ответил: «А чего ж нельзя?» Если я откажу людям, они обидятся, а я не люблю, когда от меня уходят недовольные.

Колокольня

Забравшись на ее верхотуру, невольно чувствуешь, что машина времени перенесла тебя в далекое прошлое. Во всяком случае, здесь уже ничего не напоминает о том, что наступил ХХI век с его компьютерами, «терминаторами» и прочей технологической дребеденью. Деревянный сруб, четыре небольших колокола, а из окон — все тот же среднерусский пейзаж, который наблюдали и сто, и двести, и триста лет назад. Может быть, это кажущееся безвременье и заставляет тех, кто хоть раз здесь был, делать зарубки, отмечая безостановочный бег времени?

Первая дата — 1890 год и инициалы: Е.А.Б. Может быть, Евлампий Аполинарьевич Безобразов?

Следующая остановка — 31 марта 1896 года. Не известный теперь ни нам, ни стране господин Чистовский каллиграфическим почерком вывел карандашом на стене: «Вечерний звон, вечерний звон, как много дум наводит он…»

Еще одна надпись: «Последний раз трезвонил на сей колокольне 1896 года, 30 марта, Г. А. Озолин».

«Крыли сию церковь в 1938 году Королева Ольга, Фролова Антонина, Иванова Людмила, Захаров Михаил, Иванов Иван».

«Была война в 1941 г…» Подписи нет — все и так ясно.

А вот надпись на немецком языке: «Bitte antwort nach kriegsende. Ernst Schuhl, Hamburg 27, Grosmoon Str… Jos Grunefelg, Munster…1942».

— «Пожалуйста, напишите нам после войны». К слову сказать, стараниями все той же неугомонной матушки Валентины письма по этим адресам все-таки ушли в Западную Германию. А некоторое время спустя в Теребени приезжал сын этого самого Иоса Грюнфельда с семьей. Как потом рассказали гости, эта надпись стала единственной весточкой для родных другого солдата — рядового Эрнста Шуля, который так и сгинул в наших партизанских краях.

Юрий МОИСЕЕНКО, наш соб. корр, д. Теребени, Опочецкий район, Псковская область. Новая газета. 2001, 3 декабря. (http://2001.novayagazeta.ru/nomer/2001/88n/n88n-s23.shtml)

Воскресенская церковь в деревне Теребени находится под охраной как памятник местного значения (Постановление Псковского областного Собрания депутатов № 542 от 30.01.1998, п 493).

Общий вид церкви Общий вид церкви Вид с колокольни Вид с колокольни Вид на церковь и колокольню Вид на церковь от кладбища
Общий вид церкви Общий вид церкви Вид с колокольни Вид с колокольни Вид на церковь и колокольню Вид на церковь от кладбища






Иконостас главного придела Святые врата главного придела Крест Иконостас придела Икона Богоматери Евангелие с автографом вкладчика
Иконостас главного придела Святые врата главного придела Крест Иконостас придела Икона Богоматери Евангелие с автографом вкладчика






Иконостас придела Крест Встреча у врат церкви Отец Георгий проводит экскурсию Отец Георгий проводит экскурсию На богослужении
Иконостас придела Крест Встреча у врат церкви Отец Георгий проводит экскурсию Отец Георгия проводит экскурсию На богослужении






На богослужении (служит отец Олег) Учащиеся московской школы в гостях у отца Георгия За обеденным столом Трапеза на природе На колокольне Каменный крест на кладбище
На богослужении (служит отец Олег) Учащиеся московской школы в гостях у отца Георгия За обеденным столом Трапеза на природе На колокольне Каменный крест на кладбище

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *