Библиотека храма (статья из газеты "Псковская губерния")

Сегодня псковичам уже трудно представить, что еще лет десять назад в городе и в помине не было православной библиотеки, ставшей своеобразным центром духовной жизни древнего Пскова. Кажется, что она была у нас всегда.

К такому же мнению приходишь и после знакомства с Ириной Анатольевной Трофимовой — хранителем необычной библиотеки, единственной в городе не имеющей государственного статуса. А это значит, что ни копейки денег на свое содержание и приобретение книг ни из каких бюджетов она не получает, хотя живет и работает прежде всего в интересах горожан.

Библиотека принадлежит приходу храма. И в этом нет ничего примечательного: практически каждый приход имеет в своём распоряжении библиотечку, пусть и небольшую, в основном для внутреннего пользования, для прихожан. Но лишь та, встреча с которой нам сегодня предстоит, перешагнув границы прихода, стала общегородским центром духовного просвещения.

Книжный фонд, которым активно пользуется библиотека, насчитывает сегодня свыше 17 тысяч томов. А в разных местах и уголках (даже в подвале) хранится в несколько раз больше. Это в основном светские издания, начиная от мировой классики и кончая художественной литературой советских времен — то, что поступило сюда за последнее время в качестве пожертвований. Когда у библиотеки будет помещение побольше, чем нынешние две комнаты, когда приходу удастся сначала получить, а потом отремонтировать здание, все до единой книги займут подобающее им место на книжных стеллажах.

Позиция настоятеля храма отца Олега достаточно проста: в библиотеке двери должны быть открыты для всех — как и в храме. И каждый должен найти здесь то, к чему стремится. Основу несколько лет назад заложил настоятель храма отец Олег, передав в приход личную библиотеку, собиравшуюся им десятилетиями по крупицам. Природное чутье библиофила, великолепное знание российского книгоиздания плюс терпение и характер исследователя позволили ему собрать поистине уникальную коллекцию, составившую гордость библиотечного древлехранилища.

РЕДКОСТИ

Каждая книга из собрания древностей — особая судьба. Она хранит фрагменты из жизней многих и многих людей, когда-либо державших реликвию в руках. По большей части история не запомнила имен владельцев. И книги сегодня — молчаливые свидетели давным-давно миновавших дней и лет. О некоторых из «великих молчальников» псковичи уже наслышаны: о так называемом «Завете Государя» — книгах Ветхого Завета с собственноручными пометками последнего российского царя Николая II. В прошлом году книга была издана по благословению Патриарха Алексия. А оригинал хранится в библиотеке храма.

В фонде библиотеки хранятся старопечатные книги 18 века, например, Псалтырь. Альбом «Спаситель мира» содержит 50 великолепных картин-иллюстраций на тему земной жизни Христа. Огромный фолиант «Палестина», изданный в Санкт-Петербурге А. А. Сувориным в 1893 году, кажется чем-то невероятным, из ряда чудесного, и размер тут не при чем: достойно восхищения прекрасно оформленное содержание текстов, где буквально каждая строчка проникнута духом Святой земли. Держать ее в руках — все равно, что прикасаться к тайне из прошлого. Посетившая библиотеку пару лет назад монахиня из Гефсиманского монастыря (единственной на Святой земле действующей женской православной обители) уверяла, что ничего подобного «Палестине» ей прежде видеть не приходилось.

Свое место на полке старенького шкафа в хранилище занимают и шесть томов Талмуда — 2-е издание перевода Н. Перефорковича 1902 года. Есть предположение, что с тех пор еврейская святыня не переиздавалась в России ни разу. Календарные жития святых, составленные Димитрием, митрополитом Ростовским. Хранится в древлехранилище библиотеки и именной экземпляр уникального издания «Лавры, монастыри и храмы на святой Руси». В том, принадлежавший Василию Платоновичу Жирнову, вошли святые места Санкт-Петербурга и окрестностей. Есть в книге страницы, касающиеся жизни нашей области на рубеже веков — шесть храмов Гдовского района не просто перечислены (в том числе храм Дмитрия Салунского, Пятницкая и Афанасьевская церкви), но и рассказана их история, опубликованы фотографии зданий и настоятелей.

Краеведение представлено дивным изданием (1929 год) истории Псково-Печерского монастыря с иллюстрациями-репродукциями живописных полотен художника-современника. Житие Никандра Псковского датируется 1801 годом. Палестинские дневники паломников из Никандровой пустыни — 1893 годом.

— А вот эта книга — не просто редкая, а единственная, неповторимая, — Ирина Анатольевна держит в руках небольшой (раза в 4 меньше формата обычной тетради) томик: между потемневшими от времени деревянными корочками закреплена самодельная толстая тетрадь. В нее переписаны тексты молитв из псалтыря Ефрема Сирина. Чернила подвыцвели, бумага пожелтела, уголки листочков стерты от постоянного перелистывания. Кто писал эти строки, кто вчитывался в слова молитв? Теперь не узнать. Можно лишь поразмышлять на тему о том, сколь велика была вера у автора рукописи, чтобы в годы поругания и гонений, всеобщего порицания православия с любовью и старанием писать молитвенные строки. Не так ли начинался наш российский самиздат?

— Это — не единственная рукописная книга в нашем фонде. Но каждая из них вызывает одно и тоже чувство — благоговения. Трогает своей искренностью, преданностью вере. Однажды, листая такую книгу, заметила, что там не только листочки стерты от постоянного перелистывания, но кое-где чуть-чуть расплылись чернила, явно — от слез. Как тут остаться равнодушной?

Вот еще одна такая же книжечка: смотрите, с какой любовью выписаны буквы, почти каллиграфически, даже чернила подобраны разного цвета. Видно, что писал человек не просто грамотный, а талантливый, знакомый с трудом переписчика. Автор этой тетради известен: иеромонах Амфилохий с погоста Негот Псковского района писал ее в 1943 году, когда область была оккупирована фашистами. Эта книга тем более ценна для нас, что содержит до сих пор неизвестную молитву преподобному отцу Досифею, Верхне — Островскому Псковскому чудотворцу. К нам уже приезжали с острова Залита, где особо почитаем преподобный, переписывали слова молитвы. Есть и другие рукописи, содержащие тексты редкие, а то и вовсе неизвестные или считающиеся утерянными.

ТРАДИЦИИ

Если ничего не знать о реликвиях, то на первый взгляд библиотека храма ничем не отличается от традиционных — светских. Но Ирина Анатольевна убеждена, что …

— Наш читатель особенный.

— Чем же?

— Человек приходит к нам, когда начинает задавать себе вопросы, когда его душа требует ответов, когда возникает потребность в обретении духовных истин. Часто приходят те, кого постигло горе, случилась потеря близкого человека. Они идут сюда в поисках утешения. У нас не бывает читателей случайных, духовно слепых и глухих.

— Среди ваших читателей, как я слышала, немало представителей и научного мира: историков, искусствоведов, филологов, краеведов. Их внимание привлекают реликвии?

— Не только. Собрание древних книг — лишь часть нашего фонда. Причем, меньшая. А большая — новые поступления: та литература, которую закупает приход, лично отец Олег. Он к развитию библиотеки относится с особым вниманием, желая, чтобы в ней сосредоточилась духовная жизнь Пскова. И всегда находит средства для пополнения фонда. То, что именно стены библиотеки собирают лучших представителей гуманитарного научного мира области, нас не может не радовать. Многие из них стали нашими друзьями, постоянными участниками Александро-Невских чтений.

— Об этих встречах местная пресса пишет регулярно, причем с неизменным интересом, отмечая и разносторонность тем, и уровень подачи, и заинтересованность обсуждения. Как вам удается так точно удерживать равновесие между формой и содержанием?

— Чтения, в том виде, в котором они живут сейчас, никто не придумывал специально. Идея возникла как-то естественно из общей потребности прихожан, работников библиотеки и ее постоянных читателей узнавать то новое, что появляется в культурно-исторической духовной сфере. Сначала возникали трудности и с темами докладов, и с докладчиками. Сегодня нам не хватает времени, чтобы дать возможность каждому желающему выступить с сообщением на волнующую его тему. У нас выступают прекрасные докладчики — не только псковские, но и из Москвы: кто-то приезжает специально, кого-то приглашаем по случаю. А темы все чаще предлагаются такие, которые находят отклик далеко за пределами библиотеки. Так случилось, например, с «Псковской миссией», деятельности которой были посвящены Чтения. Тогда многие факты впервые прозвучали открыто и в таком объеме. Тема оказалась настолько неизвестной широкому кругу псковичей, увлекательной, интересной и вместе с тем трагической, что материалы очень быстро появились на страницах местных средств массовой информации. Возник серьезный интерес со стороны огромного количества людей. Разговор и сейчас не завершен, только теперь его продолжение идет как бы без участия библиотеки, и в то же время не без нашего внимания. Это приятно: давать начало чему-то важному в жизни людей. Чтения стали чем-то вроде клуба, членом которого может стать любой, кого волнуют проблемы истории, культуры, духовности.

Потом так же естественно возникла идея издавать по итогам Чтений специальный информационный бюллетень с основными текстами по обсуждаемой теме. И эта идея оказалась легко и быстро востребованной. У нас небольшой тираж, но зато важные исторические факты, собранные, обработанные исследователями, остаются на бумаге — как бы документально подтвержденными. Когда-нибудь кто-нибудь из наших потомков сможет ими воспользоваться. В прошлом году мы попытались несколько изменить ход традиционных встреч, и к разговору о творчестве Сергея Васильевича Рахманинова впервые привлекли не только лектора, но и музыкальных исполнителей. Сами не ожидали того, с каким успехом пройдет встреча — незабываемый музыкальный вечер. На этой неделе состоится разговор об иконе «О Тебе радуется», где одновременно задействованы и слово, и образ, и музыка.

— Книги, периодические издания, Чтения, есть что-то еще, о чем мы сегодня не вспомнили, говоря о библиотеке?

— Да, фотографии. Это отдельный огромный пласт работы, до которого, если честно, руки пока не дошли: нас ведь здесь работает всего три человека. И огромный фотоархив лежит неразобранным, ожидая своего часа. Причем, его пополнение происходит постоянно. И даже по тем немногим вещам, которые нам удалось разобрать, можно судить, что у нас впереди — немалые открытия.

Литература: Бобровская Наталья. Все начинается со слова // Псковская Губерния. № 14 (34) 05-11.04.2001.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *