Богоявления в Бродах

Богоявленская ул. (Герцена ул., 7)

Приделы: Трех Святителей, Усекновения главы Иоанна Предтечи

Название «Броды» произошло, очевидно, от того, что в этом месте переправлялись в брод через Пскову-реку. Теперь тут проложены так называемые Барзовы мостки. Местность носила еще другое название – «Кстова», от слова крестить или, по-простонародному – кстить. По мнению Прозоровского, поводом к этому названию мог послужить праздник Богоявления, называемый Крещением или Кщением.

Богоявленская церковь принадлежит к числу красивейших Псковских храмов, как по цельности своего Псковского типа, так и по своему живописному положению на высоком зеленом холме, осененном деревьями. Она существует с 1444 года. Строена из плиты с, с прибавлением кирпича. Длина ее с колокольней 16 саж., наибольшая ширина 13 саж., высота до верхнего карниза 6 саж. На кубическом корпусе церкви возвышается барабан с узкими окнами, украшенными фронтончиками. По карнизу идет поясок из впадин в форме кокошников. Купол имеет форму опрокинутой чаши. На нем установлена глухая главка позднейшего типа, с волютами по бокам, не соответствующим древности храма. На западной стороне красуется кирпичная Псковская звонница о 4-х пролетах. С востока храм имеет пять алтарных апсид, из коих три средние принадлежат главной церкви, а остальные боковым приделам. Средняя апсида имеет обычные геометрические украшения. Фасад левого придела обработан так же, как и сама церковь, т.е. тройными лопастными делениями.

Церковная паперть – новая. Здесь видна вделанная в стену могильная плита 1699 года. За папертью следует притвор, а за ним главный храм. Над всеми тремя дверьми, т.е. ведущими в главный храм и в два боковых придела, с внутренней их стороны имеются фронтонные ниши. В восточной и западной стенах храма находится по паре столбов. Боковые арки между восточными столбами очень низки, и над ними идет стена с проемной аркой. В северо и юго-западных углах церкви наверху устроены особые помещения (палатки), соединенные деревянными хорами, на которые выходят двери палаток. На четырех столбах выведены арки, держащие купол, а за ними и ниже идут коробовые своды. В северной и южной стенах церкви, в парусах сводов и в алтарной апсиде находятся голосники. Левый придел во имя Трех Святителей современен храму и имеет ступенчатые арки, правый же, во имя усекновения главы святого Иоанна Крестителя, переделан.

Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.


После революции 1917 года церковь была закрыта. В 1948-1953 годах церковь Богоявления с Запсковья была фрагментарно реставрирована по проекту Ю.П.Спегальского. Юрий Павлович в своей книге «Псков» писал о церкви Богоявления с Запсковья: «Кончанский храм Богоявления с Запсковья был одной из крупнейших церквей древнего Пскова. Время его постройки – 1496 год. Псковские летописи сообщают под 1538 годом о том, что богоявленские соседи «замыслили» «в других приделах новый храм свершати Трех Святитель и освящаше месяца маия в 12 день». Эта запись говорит не о постройке придела (как иногда думают), а об освящении в существующем уже приделе нового престола. Сложная композиция этого храма, ставшая характерной для псковской архитектуры XVI века, была задумана и полностью осуществлена в последних годах XV века. Храм с приделами был скомпонован совершенно симметрично, но зодчий сумел так приставить к нему звонницу, что здание совсем не казалось симметричным. Выступающая на первый план звонница своей передней стеной, единой снизу доверху, и мощным основанием (крупный масштаб и массивность которого подчеркивало круто взбегающее вверх легкое деревянное крыльцо, расположенное на северной стене звонницы) сразу же поражала каждого подходившего к храму. Восточная же сторона храма была более расчленена.

Сходы в расположенные под приделами погреба были разбиты каждый на три ступени, и это дало возможность сделать последнюю ступень такой низкой, что рядом с нею даже придел выглядел большим.

В конце XVII века восьмискатные крыши храма были переделаны на четырехскатные, в конце XVIII или в начале XIX века изменена глава, к звоннице пристроен (существующий и теперь) контрфорс, затем был перестроен южный придел и сломана глава и барабан северного придела. В начале Великой Отечественной войны пожар уничтожил все деревянные части здания, покрытия его и иконостас, заполненный древними иконами. К 1947-1948 годам из-под отвалившейся поздней штукатурки обнажились стены первоначальных форм здания, позволяющей точнейшим образом восстановить его (за исключением внутреннего убранства и некоторых деталей). Начатая в 1948 году реставрация храма велась крайне небрежно и была оставлена незаконченной. В результате этой попытки реставрации скаты крыши четверика восстановлены неточно, сохранявшиеся совершенно нетронутыми первоначальные скаты крыши северного придела почему-то надложены и сделаны круче, декорация апсиды и главы этого придела искажены, так же как формы окон и галереи и другие детали. Южный придел остался в развалинах».

В бедственном состоянии находится храм Богоявления с Запсковья и в конце XX века. 16 июля 1999 года газета «Новости Пскова» опубликовала открытое письмо. В открытом письме говорится: «Культурная общественность Пскова, Москвы, Санкт-Петербурга, специалисты по истории отечественной архитектуры взывают о спасении одного из символов древнего Пскова – церкви Богоявления с Запсковья.

Этот памятник включен во все серьезные публикации и исследования по древнерусской архитектуре, в 1961 году один из выдающихся архитекторов XX века Ле Корбюзье специально приезжал в Псков, чтобы увидеть это чудо архитектуры. Ныне церковь находится в крайне аварийном состоянии – грозит обрушением южная галерея, полуразобран северный придел, обветшали или отсутствуют кровли знаменитого шедевра. Все это следствие остановки реставрационных работ. В 1997 году работы на памятнике были остановлены на стадии незавершенных исследований и противоаварийных мероприятий, когда памятник оказался раскрытым для новоявленных вандалов и не может быть законсервирован малыми средствами и силами».

На трагическое положение храма Богоявления с Запсковья неоднократно обращала внимание Елена Николаевна Морозкина. Рассказывая о судьбе замечательного памятника она писала в 1998 году в газете «Новости Пскова»: «В критическом состоянии находится храм Богоявления с Запсковья, на котором тоже нет охранной доски.

Однако произошел такой казус. В Псков явились реставраторы из Ташкента, псковские коллеги оценили их очень высоко и тут же вручили храм Богоявления. Но ведь в Псков нужно вжиться, понять его суть!

Окончательный образ Богоявления формировался в течение XV и XVI веков, получив в XVI веке (в два срока) свои приделы. Они слились воедино с притвором и звонницей на уровне совершенства. Когда-то храм Богоявления с Запсковья был отреставрирован Ю.П.Спегальским, понимавшим что такое Псков. Кстати, Спегальский не стремился «приделать руки Венере Милосской», но старался сберечь в первозданном виде то, что дошло до нашего времени. Южный придел был перестроен в давнее время, а потом оголен. Он таким и остался. Спегальский его не восстанавливал, но он оживил прекрасный северный придел. Ташкентцы начали с того. что полностью разломали северный придел, одна сторона которого требовала укрепления. Они разломали все – на том и кончили.

Теперь у притвора Богоявления появились вдобавок две аварийные трещины. Говорят, что храм «бесхозный», спасать его некому. Как? Ведь это памятник архитектуры XV века с добавлениями XVI веков, всенародное достояние, находившееся до сих пор под охраной государства!.. А с храма Богоявления, единственного в городе не имеющего креста над куполом, местные жители стали сдирать железную кровлю, употребляя на свои нужды. Оголили юго-западный угол храма, оставив его без кровли, и кладка юго-западного угла стала размокать и разваливаться. А ведь то же самое грозит и сводам храма!»

Церковь Богоявления с Запсковья находится под охраной как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.60). В настоящее время не используется.

Литература: Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову Псков, 1913; Спегальский Ю.П. Псков. Л., 1978; Морозкина Елена. Древний Псков уходит от нас… // Новости Пскова. 1998. 3 декабря; Храм Богоявления взывает о спасении // Новости Пскова. 1999. 16 июля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *