Михаила Архангела с Городца церковь

Великолуцкая ул. (Советская ул., 18)

Придел: во имя Положения Пояса Богородицы

Находится на Великолуцкой улице, вблизи Торговой площади. Время ее основания неизвестно. Хотя на находящейся в церкви плите и написано, будто церковь основана в 1339 г., но покойный Василев сомневался в правильности этого обозначения, так как во 2-й Псковской летописи под 1339 годом указано основание церкви св. Михаила и Гавриила в Городце, т. е. приблизительно у нынешних Михайловских ворот, а не на Торговой площади. Во всяком случае, церковь весьма древняя, судя по ее окладу и типичным особенностям древнего Псковского храмового зодчества. В последнее время она была переделана и многое утратила из своего древнего вида. Теперь она служит полковою церковью Енисейского пехотного полка.

Церковь сложена из плиты. Длина церкви 10 с. 2 арш., наибольшая ширина 12 с. 1 арш., выс. 4 саж. 2 арш. План ее главного нефа — правильный крест. На фасадах находятся арочные деления; глава была покрыта прежде глазурованною черепицею, которая недавно заменена железом. Только верх барабана остался по-прежнему украшен двойным поясом из узорчатых глазурованных изразцов, изготовленных, судя по их пестрой раскраске, не позже конца XVII в. Глава увенчана узорчатым крестом.

Прежде при церкви было два придела; теперь остался только один — северный, во имя Положения Пояса Богородицы. Он расположен в северо-западной части главного храма; в северо-восточной же части помещается ризница. Другой придел, южный, упразднен неизвестно когда; в чье имя он был освящен — также неизвестно.

Подпружные арки главного храма несколько выше следующих за ними коробовых сводов и немного уже столбов церкви. Эти арки, при незначительной высоте церкви, производят впечатление большей стройности и дают легкий переход к барабану.

Возле правого клироса, в стене, находится плита со следующею надписью: «В лето 6847 (1339) заложена бысть церковь каменная Михаила и Гавриила при державе Великия Российския Державы Московскаго государства князей и бояр и воевод и всей земли, а в которые лета совершена и освещена, и того в писании не обретено за многими леты. В лето 7121 (l6l3) месяца ноемврия в 8 день, на собор архистратига Михаила и прочих небесных сил безплотных освящен алтарь Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа и церковь во имя его архистратига Михаила, по благословению великаго господина преосвященнаго Исидора, митрополита Великаго Новограда, и освящали тое церкви соборныя церкви Живоначальные Троицы поп Лазарь с братиею, при Псковском боярине и воеводе при Никите Дмитриевом Вениаминове и дьяк Василье Корине. И в лето 7202 (1694) и 7203 (1695) году, при державе благоверных царех и великих князях Иоанне Алексеевиче Петре Алексеевиче всея Великие и Малыя и Белый России самодержцехъ и при святейшем кир Андриане архиепископе Московском и всея России и всех северных стран патриархе, а по благословению преосвященнаго Илариона, митрополита Псковскаго и Изборскаго, построена та жъ церковь архистратига Михаила вновь, внутрь и около обветшавыя места, и своды верхние, и глава железная лужена, и на главе крест золоченый из церковных доходов тое жь церкви прихожан Пскович посадских людей Никифора Иванова сына Ямского и старосты Гавриила Свечнина. А освящена бысть в 7204 (1696) году, месяца августа во 2 день Иларионом, мирополитом Псковским и Изборским и всем освященным собором, при священниках тое жь церкви Михаиле и Иоанне Акиндиновых и диакони Григории, и при Псковском ближнем стольнике и воеводе государства Псковскаго и наместника Полоцкаго Иоанна Степановича Салтыкова».

Другая доска, находящаяся на правой стороне от входа в главный храм, имеет следующую надпись: «Лета 7205 (1697) году месяца марта в 29 день, на память преподобнаго отца нашего Марка епископа Арефусийскаго преставися раба Божия Елена Андреева дочь да в том же годе преставися раби Божий Иван, Антип, Андрей, Стефан, Екатерина, Map…»

Иконостас главного храма поновлен в 1863 году. Почти все иконы нижнего яруса древнего письма, но поновлены. Первая икона Бож. Матери влево от царских врат (2 арш. 9 в. Х 2 арш. 6 в.) имеет хорошие контуры в обрамлении. Из других икон замечательны: икона Бож. Матери на правом клиросе (2 арш. 12 в. Х 2 арш. 4 в.). На ней хорошо сохранилась басма с растительным орнаментом времен Грозного. Запрестольная икона Бож. Матери (1 арш. 1 в. Х 1 арш.), с очень хорошим древним эмалированным окладом на фоне и на головном покрове.

В упраздненном южном приделе теперь помещается торговля восковыми свечами. В нем замечательно устройство сводов. Центральная его часть покрыта ступенчатыми арками, наподобие сводов в приделе св. Николая со Усохи, а с востока и запада сделаны полусводы, которые в подобных комбинациях сводов не встречаются. Купольное отверстие теперь закрыто плоским потолком, под которым видны начала крестового свода, по-видимому, позднейшего происхождения.

Над въездными воротами, в связи между двух каменных домов, находится характерная шатровая колокольня Московского типа. На 2-м ее колоколе имеется надпись: «Божьею милостью, Пречистыя Его Матери и св. Троицы помощию, слит сей колокол лета 7127 (1619), Декабря в 6 день, на память иже во святых отца нашего Николая Чудотворца, къ Боголепному Преображению Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа, что у Старого Костра, в Среднем Городе, при державе Царства благовернаго и боголюбиваго царя и государя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Руси, при епископе Селиверсте Псковском и Изборскомъ, а делали Савва да Кузьма».

Прежде при церкви была богадельня, от которой осталась часовня с местночтимою иконою «Утоли моя печали».

Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.


Ю.П.Спегальский писал о церкви Михаила Архангела в Городце:

«Церковь Михаила архангела в Городце — один из наиболее ценных памятников Пскова. Ее исследование может пролить свет на еще неизвестные нам черты псковской архитектуры XIV века.

Образцом псковского кончанского храма того времени могла бы послужить возведенная в 1339 году церковь Михаила архангела в Городце, если бы она сохранилась в первоначальном виде. По-видимому, это был первый каменный храм на псковском посаде. Псковские каменщики к этому времени оставили прежнюю технику каменного строительства, перестали применять кирпич и раствор из извести с измельченным кирпичом, перейдя на кладку только из известняковой плиты на известково-песчаном растворе. Приобретенные к началу XIV века технические навыки и понимание работы сложных каменных конструкций дали псковским мастерам возможность перенять из южных земель Руси прием установки купола на ступенчатые своды. Сущность его заключается в том, что подпружные арки, несущие барабан купола, поднимались выше основных сводов храма и частью опирались на эти своды, передавая им некоторую долю нагрузки от купола. Такие своды XIV века сохранились до нашего времени в храме Михаила архангела в Городце.

Здание этой церкви дошло до нас сильно измененным. Наружные фасады основного объема (так называемого четверика) до сих пор сохранили полукружия, показывающие, что храм был покрыт по трем закомарам с каждой его стороны. Западный притвор, как видно по сохранившимся и на его стенах полукружиям, тоже первоначально был покрыт по закомарам. Возможно, что подкупольные арки, возвышавшиеся над сводами, были выражены снаружи в виде постамента под барабаном.

Уже в конце XIV или в самом начале XV века первоначальная композиция храма перестала удовлетворять соседей Городецкого конца. Об этом свидетельствует пристроенный тогда южный придел. Верх придела можно видеть под крышей, покрывающей боковые части храма. Под надкладкой XVII века на нем сохраняются первоначальные закомары, по три с каждого фасада придела. Придел строители расположили на поперечной оси главного объема храма, обнаружив этим стремление к возможно более симметричному построению масс здания. Надо думать, что такой же придел был тогда возведен и с северной стороны церкви. Примыкающая теперь к этой стороне низкая часть здания носит следы многих перестроек. Не исключено, что в ее состав входят не только остатки придела одновременного и подобного южному, но и фрагменты бокового притвора, относящегося к 1339 году. С устройством приделов старый западный притвор получил еще деления по бокам с двумя закомарами над ними. По положению окон и пропорциям южного придела видно, что толщина отложившихся у здания напластований очень велика и что во время пристройки приделов храм был стройным, вытянутым вверх. Богатство композиции храма, вероятно, усиливалось его звонничкой, поставленной над притвором, на продольной оси здания.

В начале XVII века храм оказался в запущенном состоянии. Резная каменная памятная плита, вставленная в южную стену главного помещения его, сообщает о том, что в 1613 году состоялось освящение алтаря, очевидно, после капитального ремонта здания. Та же плита приводит ряд подробностей ремонта, проведенного в 1694—1695 годах. Тогда были починены своды и сделан ныне существующий барабан, глава покрыта луженым железом и увенчана позолоченным крестом. На барабане сделали цветистый поясок из печных изразцов. Однако яркие эмали изразцового пояса, сверкающая глава и крест не могли возместить утраты былой стройности здания и опрощения и огрубления его форм, в частности его покрытий (четверик храма получил четырехскатную крышу, а притвор и приделы — односкатные). Храм потерял свою былую соразмерность и торжественность.

Изменения его продолжались и в XVIII—XIX веках. Ныне это здание предстает перед нами в облике, свидетельствующем прежде всего о тяжелых ударах судьбы, обрушивавшихся на него в прошлом. Его первоначальные части, одряхлевшие от перенесенных невзгод и потерявшие четкость форм, стянуты железными связями конца XVII века. Под поздней штукатуркой видны неровности, говорящие о многочисленных переделках, которым подвергалось здание. Но и в таком виде памятник обладает своей особой прелестью, заключающейся не в легкой возможности ясно представить себе его былой вид и оценить его эстетические качества, а, наоборот, в неразгаданности его подлинного облика, сулящей какие-то, может быть очень интересные, открытия, которые сделает будущий его реставратор. Узкие неровные проходы церковного дворика сохраняют очертания, принадлежащие еще XVII веку. И хотя в его строениях (за исключением колокольни) нет уже остатков старины, дворик напоминает о древнем Пскове.»

С 1925 года для сторонников патриаршей православной церкви главным кафедральным собором в Пскове стала церковь Михаила Архангела с Городца (Троицкий собор был захвачен обновленцами). В 1929 г. она была переосвящена в кафедральный собор Архистратига Михаила.

5 июля 1936 г. кафедральный собор Архистратига Михаила был закрыт, а само здание церкви передано музею.

Во время немецкой оккупации 1941-44 гг. в Псков прибыла православная миссия Русской зарубежной церкви. Среди прочих, миссионерами была открыта и Архангельская церковь. После Великой Отечественной войны Архангельская церковь была закрыта. В 1946-48 гг. проведена реставрация церкви (восстановлена глава церкви с покрытием ее деревянным лемехом, частично удалены пристройки XIX века).

Церковь Михаила Архангела в Городце находится под охраной как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.60). В настоящее время — действующая церковь.

Литература: Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913; Спегальский Ю.П. Псков. Л., 1978.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *