Физико-географические топонимы

БОЛОТО

Памятник, сохранивший топоним: Георгия на Болоте (у Острой лавицы) церковь.

«Болото — непросыхающая грязь от родников или от натека по рыхлой почве. Низкое, сравнительно с околицей место, постоянно заливаемое родниками, отчего образуется особая растительность и кислая почва».

«Болото — избыточно увлажненный участок земли со стоячей водой и зыбкой поверхностью, заросший влаголюбивыми растениями».

Наличие топонима в названии памятника указывает на особенности почвы древнего города. Обширные болота в Пскове находились к югу от Троицкого собора, и в восточной части Пскова. Церковь Георгия на Болоте до настоящего времени не сохранилась. Она была расположена в южной части современной площади Ленина (ранее — Торговая площадь), северо-западнее южного крыла Педагогического института. Церковь Георгия на Болоте упоминается в летописях под 1267-71 годами и 1319/20 годом. Церковь Георгия на Болоте была древнейшим и единственным храмов Остролавицкого конца.

Помимо названия храма топоним сохранился в названиях переулка и проезда: Болотный переулок, Болотный проезд.


БОР

Памятник, сохранивший топоним: Пантелеймона Дальнего, что в Бору (в Песках), монастырь.

«Бор — красный или хвойный лес. Строевой сосновый или еловый лес по сухой почве, по возвышенности. Преснина, чистый мендовый сосняк по супеси. Хвойник с ягодными кустами и грибами».

«Бор — возвышенное место».

Наличие топонима в названии памятника указывает на обилие лесов, некогда окружавших Псков. Монастырь Пантелеймона Дальнего был расположен в нескольких километрах от Пскова и считался пригородным. В настоящее время обилие лесов уничтожено, а монастырские развалины вошли в черту города.

Монастырь Пантелеймона дальнего в Бору (в Песках) упоминается в летописях под 1307 годом.

Помимо названия монастыря топоним сохранился в названиях улицы и проезда: Боровая улица, Боровой проезд.


БУГОР

Памятник, сохранивший топоним: Благовещения в Песках (на Бугру) церковь.

«Бугор — всякое отлогое возвышение, возвышенность, горб, холм, курган. Бугор на земле менее холма».

«Бугор — небольшое возвышение, холм».

Топоним подчеркивает особенности городского рельефа средневекового Пскова.


ВАСИЛЬЕВСКАЯ ГОРКА — см. Гора

Памятник, сохранивший топоним: Василия Кесарийского на Горке (на Василеве горке) церковь.

Горка, на которой живописно возвышается древний храм святого Василия, окруженный зеленью деревьев, в древности представляла как бы островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка, ныне превращенный в улицу. В 1375 году на берегу ручья была сооружена стена Среднего города.

В результате археологических работ, проведенных на Васильевской горке, было установлено, что горка сложена из песка, с юго-восточной стороны культурных отложений под песком нет.

Церковь Василия на Горке упоминается в летописях под 1376/77 годом. Нынешний памятник появился на этом месте не ранее ХУ1 века.

Сквер около Васильевской горки является одним из любимых мест отдыха псковичей, островком природы среди урбанизированной застройки города.


ГОРА, ГОРКА — см. Васильевская горка, Гремячая гора, Железная горка, Мишарина гора, Романова горка, Снятная гора.

Памятники, сохраняющие топоним: Василия на Горке церковь, Козьмы и Дамиана с Гремячей горы монастырь, Симеона на Железной горке (в Печищах) монастырь, Иоанна Богослова на Мишариной горе (с Милявицы) монастырь, Похвалы Богородицы на Романовой горке (на Романихе) церковь, Снетогорский монастырь.

«Гора — общее название всякой земной возвышенности, противоположность — дол, раздол, долина, лог, низменность».

В современном значении — «холм, возвышенность», «высокий берег, суша».

Топоним «Гора», «Горка» встречается в летописных сообщениях достаточно часто. Мы можем говорить о большом количестве возвышенностей (может быть островков) среди болот, которых в городе было много. Особенности рельефа подчеркнуты и очевидной богословской трактовкой. Церкви, поставленные на горках, являются прообразом «Горнего» (небесного). Неповторимые архитектурные памятники еще больше выделялись среди городской застройки, потому что они были установлены на высокие природные постаменты.


ГРЕМЯЧАЯ ГОРА — см. Гора

Памятник, сохранивший топоним: Козьмы и Дамиана с Гремячей горы монастырь.

Название Гремячей горы объясняется тем, что у самого ее подножия в древности протекал ручей под названием Гремячий ключ. Местность под горой у Псковы носила название — Волчьи ямы.

В старину Гремячими ключами называли такие, которые, по поверью, появлялись от удара молнии или, как тогда считали, грома. Под выступом Гремячей горы, в том месте, где она почти нависла над тропинкой у самой воды, обнажив серые камни, бежит ледяная, светлая струйка.

Много легенд сложено о Гремячей горе и Гремячей башне, построенной в 1525 году. Она находится на высоком берегу Псковы, там, где впадает в нее маленькая речка Гремячая. Еще и сейчас можно услышать от старожилов города рассказ о том, что с давних времен в склепе под башней лежит прекрасная девушка в венчальном платье. Вокруг нее стоят платочки с золотом и драгоценностями — приданым невесты. Временами оттуда слышится таинственный звон.

По другой легенде, еще во времена войны с Тевтонским орденом в склепе под башней было зарыто тело героя, погибшего в одном из сражений. Долгое время после смерти отважного героя тень его призывала народ на борьбу. Каждый год в час его гибели раздается из склепа погребальный звон. Его может слышать только тот, кто любит свою землю, как любил ее погибший герой.

Гремячая гора является одним из живописнейших уголков древнего города. О ней сложено немало стихов. Одно из них написал псковский поэт М.П.Розенгейм.

Во Пскове, над старой стеной городской,
Гремячая башня стоит,
Под башнею этой есть склеп потайной,
В том склепе девица лежит.
Лежит она в гробе девица-княжна,
И свечи вкруг гроба горят,
Лежит она, словно к венцу убрана
В богатый невесты наряд.
И много в том склепе богатой казны
И с золотом бочки кругом –
Девичье приданое бедной княжны
Несметное собрано в нем.
Но мертвая девица в гробе лежит –
В сне непробудном она, —
И время бесследно над нею летит,
Над нею и смерть не властна.
И спать непробудно назначено ей,
Пока не найдет жениха,
Чтоб сердцем не ведал соблазна страстей
И тело соблюл от греха.

Помимо названия горы и монастыря топоним сохранился в названиях улицы и переулка: Гремячая улица, Гремячий переулок.


ЖЕЛЕЗНАЯ ГОРКА — см. Гора

Памятник, сохранивший топоним: Симеона на Железной горке (в Печищах) монастырь.

Монастырь Симеона на Железной горке был расположен на Завеличье. По мнению Ю.Спегальского, двойное название монастыря «на Железной горке, в Печищах» может говорить о существовавших здесь когда-то печах для переработки железной руды. Вполне возможно, это было ремесленное поселение, на что указывает и его определенная удаленность от города. Монастырь упоминается в летописи под 1469 годом. В настоящее время монастырь не сохранился, но его место установлено точно. Остатки Симеоновского монастыря находятся на Завеличенской набережной под домом 13.


ЗАЛУЖЬЕ

Памятник, сохраняющий топоним: Сергия с Залужья монастырь.

«За- — предлог. При слитном написании значение может быть весьма различно. Оно выражает начало, конец, нахождение позади чего-нибудь».

«Лужевина — пск. — остатки, признаки лужи, разлива, пересохшая лужа».

В древнем Пскове «лужищем» назывались болота. Монастырь Сергия располагался рядом с «Лужищем», отсюда и происходит название Сергия с Залужья. В старину располагавшиеся рядом ворота назывались Лужскими.


ЛУГ

Памятники, сохраняющие топоним: Ильи Пророка на Запсковье (на Лугу) монастырь, Степана (Стефана) на Лугу монастырь.

«Луг — травяная земля, покос, пастбище. Пожня, пажить. Мелкотравная (не ботвистая, не бурьянистая) равнина».

«Луг — участок, покрытый травянистой растительностью».

В двух памятниках идет речь о разных топонимах. Вполне возможно, что Ильинский монастырь, который имеет и второе название — Илья Мокрый — был расположен на Лугу, который граничил с болотом.

Монастырь Стефана располагался на берегу Великой, немного ниже Ивановского монастыря. Постройки монастыря уничтожены. Стефановский монастырь дал название располагавшемуся близ него лугу.

Помимо названия монастырей топоним сохранился в названии улицы: Луговая улица.


МИЛЯВИЦА

Памятник, сохранивший топоним: Иоанна Богослова с Милявицы (Мишариной горы) монастырь.

Топоним «Милявица» сохраняется не только в названии монастырского храма. Милявицей, или Милевкой называется ручей, текущей у подножия небольшой Мишариной горки. Происхождения топонима установить не удалось.

Помимо названия монастыря и реки топоним «Милявица (Милевка)» сохраняется в названии Милевского переулка.


МИРОЖА

Памятник, сохранивший топоним: Спасо-Преображенский Мирожский монастырь.

Перед нами еще один пример перехода топонима из названия речки в название монастыря. Топоним «Мирожа» происходит от «мережа» — снасть для ловли рыбы. Район Мирожского монастыря — один из старейших объектов городской застройки, начало которой можно датировать Х1У веком. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь — один из древнейших в Пскове. Его основание восходит к ХП веку. Помимо замечательных памятников архитектуры и монументальной живописи, известен Мирожский монастырь еще и тем, что в его стенах был переписан сохранившийся до нашего времени экземпляр «Слова о полку Игореве».

Помимо названия монастыря и реки топоним «Мирожа» сохраняется в названии нескольких улиц и переулков: Мирожская улица, Вторая Мирожская улица, Мирожский переулок, Мирожский проезд, Мирожская набережная.


МИШАРИНА ГОРА — см. Гора

Памятник, сохранивший топоним: Иоанна Богослова с Мишариной горы (Милявицы) монастырь.

«Мшарник, мшар (от мох) — мшистое болото, кочкарник, поросший мхом, мох по топи, где негниючий мох нарастает сажеными пластами. Шершавое, ворсистое, пушистое место на какой-либо вещи. Мшорнак — псковское — гриб желтоватый и мшистый».

В старину бытовало предание о происхождении названия Мишариной горы от имени жившего в Пскове в первой половине ХУ1 века дьяка М.Г.Мисюря-Мунехина — представителя московской администрации в Пскове. Но это предположение не находит себе исторического подтверждения. Более правдоподобно объяснить происхождение названия Мишариной горы можно, посмотрев на топографию местности. Мишарина гора окружена мелкими болотцами и топкими местами, которые в старину назывались «мшарами».


ПЕСКИ

Памятники, сохранившие топоним: Благовещения Богородицы в Песках (на Бугру) монастырь, Николы в Песках монастырь.

«Пески — сплошная песчаная почва на большом пространстве. Песчаная отмель, коса или мыс в реке».

«Пески — пространство, покрытое рыхлой осадочной горной породой»

Пески находились на левом берегу реки Псковы, восточнее Бродов, на широком мысу, образуемом поворотом Псковы, напротив Гремячей горы. Известно, что в ХУ веке Пески еще не входили в городской посад. Топоним характеризует прибрежную часть Псковы. Памятники, расположенные в Песках дополняли живописнейший ансамбль храмов вдоль Псковы.

Помимо названия монастырей топоним сохранился в названиях улиц: Первая Песочная улица, Вторая Песочная улица.

Пески (летописное упоминание 1502 года)

Памятник, сохранивший топоним: Пантелеймона дальнего в Песках (в Бору) монастырь.

В летописном упоминании 1502 года мы находим известие о приходе немцев к Пскову. Упомянутые Пески не могли располагаться на берегу Псковы. Это было указание на Пески, расположенные на правом берегу реки Великой — вдоль дороги от Москвы (с юга от Пскова). Географические граница Песков 1502 года можно ограничить районом рек Многа, Череха, Промежица. Монастырь Пантелеймона дальнего сохраняется в перестроенном виде до настоящего времени. От монастыря открывается замечательный вид на псковский Кром и памятники города. У И.К.Лабутиной встречаем указание о существовании в Песках еще одного монастыря — Образского, однако время его основания и даже предположительное местонахождение установить не удалось.


ПОЛЕ

Памятники, сохранившие топоним: Алексея, человека Божия с Поля монастырь, Димитрия Мироточивого в Поле монастырь, Знамения Богородицы в Поле за Старым Вознесением монастырь, Михаила в Поле монастырь, Образа в Поле монастырь, Рождества Христова на Поле монастырь.

«Поле — простор за городом, селением, безтелесная, незастроенная, обширная равнина. Устаревшее — судебный поединок и его место.

Как мы отметили, Поле — открытое место, не имеющие застройки. В древнем Пскове, в первую очередь, топоним определял соотношение прилегающих территорий и собственно города. Вплоть до конца ХУ1 века Поле окружало Псков в той части, где была построена стена Окольного города. Уже в ХУ веке мы можем проследить наступление на Поле жилой застройки, в основном на Полонище и на Запсковье.

Однако топоним Поле мог иметь в древнем Пскове и второе значение. Указание на это мы находим в работе Юрия Спегальского: «Двор псковского князя, княжеская «судница» и «поле», где происходили судебные поединки, были перенесены, возможно, уже в ХП веке, из детинца в примыкающую к нему часть старого посада, позднее получившую название Довмонтова города». К сожалению второй смысл топонима «поле», как места разрешения споров не нашел отражение в названиях памятников архитектуры (хотя, возможно, оно могло существовать).

Помимо названий монастырей и церквей топоним сохранился в названиях улицы и переулков: Первая Полевая улица, Полевой переулок, Первый Полевой переулок.


РОМАНОВА ГОРКА (РОМАНИХА)

Памятник, сохранивший топоним: Похвалы Богородицы на Романовой горке (на Романихе) церковь, Нововознесенский на Романихе (на Новом Кресте) монастырь.

«Романова горка» упоминается в Первой псковской летописи и Третьей псковской летописи. Во Второй псковской летописи при описании тех же самых событий используется название «Романиха». Вероятно, «Романиха» и «Романова горка» равнозначны и обозначают одно и то же, являются синонимами.

Романова горка — в древности один из многочисленных островков, возвышавшийся среди топей и болот. На Романовой горе в 1881 году при земляных работах случайно были обнаружены редчайшие бронзовые вещи Х-ХII веков, что дает основание предполагать раннее освоение этой местности псковичами.

И.К.Лабутина выдвинула гипотезу о том, что Романиха могла быть улицей. Основанием для этого стало упоминание церкви Похвалы Богородицы на Романихе (1466/67 год), а век спустя на той же Романихе упомянут и Нововознесенский монастырь.


СНЕ(Я)ТНАЯ ГОРА

Памятник, сохранивший топоним: Рождества Богородицы Снетогорский монастырь.

Название «Снетная гора» произошло от снеток — мелкой промысловой рыбы, которая косяками заходила в широкую излучину реки Великой у обрывистых берегов этой известняковой горы.

Снятная гора — одно из наиболее живописных мест в окрестностях Пскова. На 14 метров над Великой возвышается гора, обнажая известняковую породу.

Помимо названия монастыря топоним сохраняется в названиях улиц и переулков города: улица Снятная Гора, Снятная улица, Снятный переулок, Снятный проезд.


УСОХА (ВСОС)

Памятники, сохранившие топоним: Николы со Усохи (на Всосе, в Опоках) церковь, Мученицы Варвары оу Опочьком конце (на Оусохе) церковь.

«Усох (от усушивать, усушать, усушить) — высохшее в засуху болото, речные берега. Всос (от всасывать, всосать) — обозначение действия по глаголу».

Усоха, Всос — в современном рельефе Пскова не находится обоснований для объяснения этимологии топонима. Ю.Спегальский предполагал, что Усоха — это старое русло пересохшей речки.

А.Бологов замечает, что на месте, где сейчас стоит Никольская церковь, в далеком прошлом была граница осушаемого болота, тянувшегося к северо-востоку. Эта граница и называлась «усохою», «всосом» Рядом протекала речка Зрачка — ручей, бравший начало в обширных болотах на востоке.


УТОПЛЕНИКИ

Памятник, сохранивший топоним: Козьмы и Дамиана на Утоплениках монастырь.

«Утопленница (от утопнуть, утонуть, тонуть, потонуть) — псковское — непроезжая грязь, распутица».

Утопленники — участок Полонища, где находился монастырь Козьмы и Дамиана (близ Якиманской улицы). Вероятно, топоним характеризует трудность проезда или прохода по этому месту, которое могло часто размываться от дождей. Болотистая почва так же могла способствовать появлению «непроезжей грязи».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *