Крупные районы и прилегающие территории

Центральная, исторически сложившаяся часть Пскова представляет собой расширяющийся к югу треугольник между рекой Великой и ее притоком — Псковой. За последние десятилетия значительно расширились пределы города на левобережье Великой (Завеличье) и на правобережье Псковы (Запсковье). Псков не имеет официального деления на районы, но сложившиеся в обиходе у горожан названия его частей прочно укрепилось: Центр, Завеличье, Запсковье. В словах Завеличье и Запсковье ударение следует ставить, вопреки правилам русского языка, на первый слог (по укоренившейся привычке псковичей). Считается, что передвижение ударения в псковских говорах — это финно-угорское влияние.


ГОРОДЕЦ

Памятник, сохранивший топоним: Архангелов Михаила и Гавриила с Городца церковь.

«Городец (от городить, градить, гораживать) — городок, крепостца, укрепленное тыном местечко, селение».

Городцом в Древней Руси называлось небольшое укрепленное поселение или временное, укрепленное же, убежище. Е.Н.Морозкина предполагает, что во Пскове на этом месте когда-то был маленький город, обнесенный деревянной стеной — древнейшее поселение, предшествующее Пскову. Городец упоминается летописью дважды. Однако сложно сказать, существовало укрепление Городца еще в ХIV веке или уже нет. После строительства крепостной стены 1309 года необходимость в его укрепление (если оно существовало к этому времени) окончательно отпала. Однако топоним не «потерялся». Городецким был назван один из концов Пскова. А кончанским храмом Городецкого конца стала церковь Архангелов Михаила и Гавриила в Городце.


ДОМА(О)НТОВА СТЕНА

Памятники, сохранившие топоним: Алексея в Домантове стене церковь, Воскресения Христова в Домантове стене церковь, Георгия в Домантове стене церковь, Димитрия в Домантове стене (на Торгу) церковь, Димитрия в Домантовой стене, Покрова Богородицы в Домантове (в стране святого Димитрия) церковь, Рождества Христова в Домантове (возле Покрова Богородицы) церковь, Святого отца Афанасия в Домантове стене церковь, Софии и чад ее в Домантове стене церковь, Сшествия Святого Духа в Домонтове стене церковь, Тимофея, Доманта князя (?), в Домантове стене церковь, Федора Стратилала в Домантове стене церковь, Федора Тирона в Домантовой стене церковь.

Князь Довмонт появился в Пскове в 1266 году. Детство и юность он провел в Литве, где владел небольшим уделом. Однако из-за междоусобной борьбы Довмонт был вынужден бежать из Литвы. Псковичи приняли князя с честью, он был обращен в православную веру (при крещении принял христианское имя Тимофей). Он был женат на княжне Марии, внучке Александра Невского.

Довмонт-Тимофей вместе со своей дружиной участвовал во многих битвах с войсками ливонского ордена. Это были сражения 1268 года (близ Раковора), осада ливонцами в 1269 году Пскова, после которой был заключен договор на условиях, продиктованных Довмонтом. Последнее сражение Довмонт-Тимофей принял в 1299 году: ливонцы вновь напали на Псков, сожгли Мирожский и Снетогорский монастыри.

В 1299 году князь Довмонт-Тимофей умер и был погребен под сенью Святой Троицы. Православной церковью князь Довмонт-Тимофей причислен к лику святых.

Защищая свой город, псковичи всегда помнили завет святого Довмонта: «Братьа, мужи псковичи, кто стар, то отець, а кто млад, той брат! Слышал есмь мужество ваше во всех странах. Се же, братья, вам предлежит живот и смерть. Братья, мужи псковичи, потягнете за святую Троицу и за святыа церкви, за свое отечьство!».

По письменным источникам и археологическим данным, которые проводила на территории Довмонтова города экспедиция Эрмитажа, обнаружены участки крепостных стен, остатки храмов и гражданских построек.

Довмонтов город занимает южную часть псковского Кремля. В IХ-ХIII веках на этой территории был сформирован посад. В ХIII веке, в связи с деятельностью князя Довмонта-Тимофея эта часть Кремля была преобразована в парадную часть города. Она была окружена крепостными стенами, включала в себя гражданские здания и церкви, посвященные военным победам псковичей, а так же патрональные храмы купеческих объединений. Довмонтов город — единственное известное в древней Руси градообразование — центр церковного и административного самоуправления Пскова и Псковской земли.

Название этой части Пскова как «Довмонтов город» распространено только в нашем, ХХ столетии. В летописных сообщениях мы находим единственное правомерное название для ХIV-ХVII веков — «Довмонтова стена». Однако, современное понятие — Довмонтов город и средневековое — Довмонтова стена — это совершенно равноправные территории.


ЗАВЕЛИЧЬЕ

Памятники, сохранившие топоним: Климента, папы Римского, с Завеличья церковь.

Завеличье — район, расположенный на левом берегу реки Великой. Здесь издревле располагались тянувшиеся вдоль береговой линии обособленные монастыри, торговые дворы иноземных купцов, поля, огороды.

Искони, вплоть до конца первого десятилетия двадцатого века, Завеличье было связано с городом наплавным мостом. В весеннее межсезонье, когда мост разбирали, через реку ходил паром.


ЗАПСКОВЬЕ

Памятники, сохранившие топоним: Богоявления с Запсковья церковь, Варлаама Хутынского на Званице (на Запсковье) церковь, Воскресения на Запсковье (со Стадища, на Званице, от Коровьей гридницы) монастырь, Ильи Пророка на Запсковье (на Лугу) монастырь, Козьмы и Дамиана на Запсковье (у Примостья) церковь.

Запсковье обозначало и обозначает территорию за Псковой на правом ее берегу. Происхождение топонима можно объяснить географическими причинами. Запсковье расположено за рекой Псковой от города. По псковской традиции ударение в слове ставится на первом слоге «ЗАпсковье».

Летописи сообщают, что в 1465 году за одну неделю на Запсковье были построены деревянные крепостные стены, а в 1482 году деревянные стены заменили каменными. В древности Запсковье делилось на два конца — Козьмодамианский (более древний и больший по территории) и Богоявленский, который сформировался, вероятно, только в ХУ веке. Кончанскими храмами были сохранившиеся до нашего времени — церковь Козьмы и Дамиана с Запсковья и церковь Богоявления с Запсковья.


КРОМ

Памятники, сохранившие топоним: Александра Невского на Крому церковь (придел собора Троицы), Благовещения на Крому церковь.

Термин «Кром» («Крем») появился в Псковских летописях с конца ХIV века и часто употреблялся в ХV-ХVI веках. Раньше укрепленная цитадель города называлась «детинец». Если сопоставить частоту употребления терминов в летописях этого времени, то указание «детинец» встречается 4 раза, указание «Кром» встречается 23 раза. Иногда в летописи встречается «Креом» (возможно, это попытка передать «о» после мягкого «р»).

Древнейшая часть псковской крепости называется кремлем, детинцем и Кромом. Первые два названия общие для всех древнерусских городов. Кром — имя нарицательное. Исторически оно наиболее точно определяет само зерно крепости на скалистом мысу, каким оно было до последней четверти ХШ века. В настоящее время распространено название Кремль. В современном звучании Псковский кремль — это старый Кром и Довмонтов город ХШ века.

Кром — историко-архитектурный центр Пскова. Он расположен на узком и высоком мысу при впадении реки Псковы в Великую. Начальное поселение на мысовой части городища датируется серединой первого тысячелетия. В Х-ХII веках здесь существовали земляные, а возможно и каменные укрепления и деревянный Троицкий собор. В период Псковской республики (ХIV-нач.ХVI в.в.) Кром с его собором, вечевой площадью и кромскими клетьми был духовным, юридическим и административно-хозяйственным центром Псковской земли.

Территория Крома окружена каменными крепостными стенами с башнями и воротами. Их архитектурный облик строго функционален. Все крепостные сооружения в древности покрывали известковой обмазкой и побелкой.

В 1337 году летописью упоминается преступная стена Перси. В 1400 году возведена мысовая Кутняя башня и башня на Радчине всходе (место современной колокольни Троицкого собора). В 1419 году построена Средняя башня, а к 1433 году — Смердья башня. Одновременно с ним и позднее возводились стены Крома.

Оборонительные сооружения Крома положили начало кольцевой системе укреплений Пскова ХV-ХVI веков.


ЛЮБЯТОВО

Памятник, сохранивший топоним: Николая Чудотворца в Любятово монастырь.

До недавнего времени Любятово являлось пригородом Пскова. С Любятовом связана страничка истории России. Здесь, в Любятовском монастыре, останавливался на ночлег Иван Грозный, прибывший с войском к Пскову в 1570 году после усмирения непокорного Новгорода.

В настоящее время Любятово — один из районов Пскова.

Помимо названия монастыря и городского района топоним сохранился в названиях улицы, переулка: Любятовская улица, Любятовский переулок, Любятовский проезд. ОПОКИ

Памятники, сохранившие топоним: Мученицы Варвары оу Опочьком конце (на Оусохе) церковь, Николы на Всосе (оу Вопоки, в Опоцком концы, оу Вопоцком конци) церковь.

Опока – меловой известняк. Известковый суглинок. Белая сероватая глина для обмазки щелей в избе, особенно мергель, глина для отливки чугуна, меди.

Опоцким (Опочским) назывался один из концов Пскова. Кончанское устройство города в литературе изучено крайне слабо. К числу бесспорных фактов относится тот, что кончанским храмом Опоцкого конца был храм Николы со Усохи.

Соотнесение топонима с названием городского конца непонятно. Он мог отражать как особенности природно-географического характера, так и специфику занятий жителей Опочского конца древнего и средневекового города.


ПОЛОНИЩЕ

Памятники, сохранившие топоним: Анастасии на Полонище (на Кузнецкой улице, на Яковлеве посадничье огороде, на Горке) церковь, Воскресения на Полонище церковь, Покрова Богородицы на Полонище (у Пролома, в Углу, у реки Великой) монастырь, Успения с Полонища церковь.

Полонище — название части Пскова, содержит типичный топонимический суффикс -ИЩ. Если этот топоним связать со словами полон, полонить, то приходится учитывать значение «обхватывать, объять». Но это не соответствует функциональному назначению этого места. Более вероятно объяснение Н.М.Карамзина: «полонище» — это перегласовка от «болонище», что произведено от «болонье» с корнем, связанным со значениями «поемный луг, низина», «открытое место», «ровное место», «выгон».

Полонищем называлась территория к югу от стены 1374/75 года, защищенная деревянными укреплениями в 1465 году. По периферии Полонища, отмечая его границы, находились монастыри Покрова Богородицы, Михаила Архангела и другие. Полонище и Поле граничили друг с другом. В процессе развития посада ближайшие к нему участки Поля постепенно присоединялись к Полонищу. Например, во время основания Михайло-Архангельский Черницкий монастырь (1397/98) в адресной части указан, как расположенный в Поле, а позже он уже упоминается «на Полонище». Точные границы современной территории, называемой Полонищем, были определены укреплениями 1465 года.


ПОСАД

Памятник, сохранивший топоним: Иоанна Милостивого на посаде (в солодовниках, у Петровских ворот) церковь, Варвары Великомученицы на посаде монастырь.

«Посад (от посажать, посадить) — оседлое поселение вне города или крепости. Слобода, слободка, предместье».

«Посад — торгово-промышленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города. Иногда Посады делились на слободы и сотни».

В данном случае привязка «на посаде» достаточна условна. Собственно говоря, все поселение вне Кремлевской цитадели можно назвать посадом. Интересно, что топоним «посад» встречается в адресной части посвящения храмов крайне редко.


СИРОТЬКИНО

Памятник, сохранивший топоним: Петра и Павла на Сиротькине (на Брезе) монастырь.

Происхождение топонима не установлено. Вполне возможно, происхождение топонима связано с отдаленным положением монастыря от города.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *