Всеволод-Гавриил, князь

Всеволод, во святом крещении наименованный Гавриил, сын великого князя Мстислава Владимировича, родившийся и воспитанный в Новгороде по отце, перешедшем на Киевское великое княжение, приявший удельный Новгород, в 1136 году новгородцами изгнан и получил от дяди своего великого князя Ярополка близ Киева Вышгородское княжение, а в 1137 году принят псковичами, у коих в 1138 году февраля 11 и скончался, погребен был на том месте, где по кончине его уже создана церковь Святого Дмитрия Солунского, а чрез много лет мощи его перенесены в Троицкий каменный собор им же основанный, где и ныне почивают. При гробе находится и меч его древней готической работы с надписью на рукоятке готическими же буквами: honorem meum nemini dabo (чести своей никому не дам) и с гербами двух львов под коронами. Был там же и щит его, но давно потерян. Сей князь с XII века причтен в число святых Российской церкви и память преставления его празднуется февраля 11, а обретение мощей ноября 27. Краткое жизнеописание его помещено в Прологе под числом февраля 11, а о перенесении мощей 27 ноября, подробнее же о всем сем сказание напечатано в Москве в 1807 году, при Повести о начале и основании Печерского монастыря. На гробнице его следующая надпись: «Преставися Благоверный Князь Гавриил в лето 6646 (1138 год)». Из детей его упоминаются Ярополк, Иоанн, Владимир и Мстислав, две дочери его, по именам неизвестные.


Псков XII века – это город благоверного князя Всеволода-Гавриила, сына Мстислава Великого, внука Владимира Мономаха. Первый псковский князь правил менее года и скончался 11 февраля 1138 года. Большая часть его жизни прошла на новгородском княжении. В 1136 году боярским самовольством был он оттуда изгнан и затем приглашен в Псков. Житие, составленное в середине XVI века по кратким летописным известиям и устным рассказам о посмертных чудесах, прославляет князя, как воина и строителя храмов, с христианским смирением претерпевшего несправедливое гонение. В Пскове он оставил добрую память, которая связывает с ним строительство церкви Дмитрия Солунского, места первоначального захоронения князя, и первого каменного здания Троицкого собора, куда мощи его были перенесены после канонизации в 1193 году. В посмертных чудесах князь Всеволод-Гавриил выступает «оборонителем и забралом граду Пскову». Рака с его мощами и поныне является главной святыней Троицкого собора. Там же в качестве реликвии хранился двуручный рыцарский меч с латинским девизом «Honorem meum nemini dabo» – «Чести моей никому не отдам», находящийся ныне в Псковском музее-заповеднике. В XX веке дотошные оружиеведы доказали, что он изготовлен в Европе и датируется XV веком.

Плоткин К.М. Древний Псков. Псков, 1997. С. 35-36.


Вот что сообщает житие князя Всеволода-Гавриила о последних годах жизни князя и о чудесных явлениях после его смерти:

В 1134 году в Новгород прибыл брат Всеволода Изяслав, прогнанный дядею Георгием Суздальским из Турова, и просил себе помощи. Новгородцы зашумели, вызываясь на поход против властолюбиваго Георгия. Вече было бурное: одни хотели защищать Мстиславича, достать им волость, другие — нет. Большинство оказалось на стороне Мстиславичей, и положено было идти в поход. Князь Всеволод с братом и Новгородским посадником пошли в Суздальскую землю. Но дорогою несогласия веча повторились в полках; противники Мстиславичей пересилили и заставили войско вернуться назад в Новгород. Однако вече вольного города не одобрило этого, выбрало нового посадника, и князь Всеволод вместе с новгородцами отправился в Ростовскую землю. В то время прибыл в Новгород митрополит Киевский Михаил. Он уговаривал Новгородцев не проливать братской крови:

— «Не ходите, меня Бог послушает!».

Но безуспешно. Новгородцы задержали святителя и отправили войско против князя Георгия под предводительством Всеволода. Стоял конец декабря. Метели и жестокий мороз преследовали новгородское войско и очень обессилили его. 26 января 1135 года произошло кровопролитное сражение на Ждановой горе. Суздальцев побито было не менее, чем Новгородцев, но победы не было и продолжать войну не приходилось. Заключили мир, и Новгородцы повернули домой.

Эта неудача имела неприятныя последствия для святаго Всеволода. Новгородцы от него отвернулись. Они начали склоняться на сторону враждебных Мономаховичам князей Ольговичей Черниговских, которые в то время вели успешную борьбу против великого князя Ярополка Мстиславича. Призвав Псковичей и Ладожан, Новгородцы думали с ними о том, как бы изгнать святаго Всеволода. 28 мая 1136 года посадили его на епископском дворе под стражу вместе с женою, детьми и тещей. День и ночь стерегли князя 30 вооруженных сторожей. И так держали его до 15 июля. Князя обвиняли в следующих преступлениях: не заботится о смердах, т.е. крестьянах: хотел, оставив Новгород, сесть в Переяславле; в сражении на Ждановой горе не обнаружил храбрости — первый отступил; вмешивает Новгород в усобицы: сначала велел приступить к Ольговичам, теперь отступить. Говорили, будто князь больше развлекается играми и охотой, чем управляет людьми и судит их. Так обвиняли князя люди враждебной ему стороны, которые взяли верх в вольном городе. На место святаго князя Новгородцы призвали к себе Святослава Ольговича. Когда приехал Святослав, то Всеволод отправился к великому князю в Киев, и Ярополк дал изгнаннику Вышгород.

Но у князя Всеволода были в Новгороде и Пскове люди, которые к нему были привязаны и по-другому ценили его деятельность в управлении вольным городом. Они тайно прислали к нему в Вышгород сказать:

— «Иди, князь, опять тебя хотят».

И действительно. Псковичи, из уважения к высоким душевным качествам князя Всеволода, с радостью приняли его. По дороге в Псков, он имел случай убедиться, что даже те, кто мог считать его в числе своих врагов, исполнены к нему расположения. Полоцкий князь Василий Рогволодович принял едущего во Псков Всеволода с истинно-братскою любовью. Он с дарами вышел к нему на встречу, ради заповеди Божией забыл все зло, которое сделал отец Всеволода Мстислав всему роду его, целовал с ним крест, и с честью проводил святаго Всеволода.

Господь не судил князю Всеволоду долго управлять Псковом. По своему пониманию долга, на новом месте благоверный князь обратил главное свое внимание на внутреннюю жизнь горожан. Справедливый суд и управа, призрение странных и нищих, попечение о больных — вот ежедневныя занятия князя. Почитая каждый день последним в своей жизни, он строгим воздержанием и молитвою приготовлял себе путь к вечности. Как раньше в Новгороде, так и теперь в Пскове святой Всеволод явил себя усердным храмоздателем. Он построил каменный соборный храм во имя Пресвятой Троицы.

Прошло около года пребывания его в Пскове. Новгородцы смущены были появлением их изгнанника в Пскове, а вместе чувствовали боязнь и раскаяние. Восторжествовали в них чувства недобрыя, и князь их Святослав в союзе с Курянами и Половцами пошел на Псков, чтобы прогнать Всеволода. Псковичи засекли в непроходимых лесах своих все дороги. Видя эту решительность Псковичей, Новгородцы с своим князем не захотели вести трудной войны с своими братьями. Между тем скоро не стало того, кто служил невольною причиною вражды. 11 февраля 1137 года, в четверг сырной недели князь Всеволод почувствовал приближение смерти, причастился Святых Тайн, простился с народом и мирно отошел ко Господу. Весь город, духовенство и миряне, старцы и дети, а особенно сирые и немощные горько оплакивали общаго добродетеля. Когда весть о смерти его пришла в Новгород, то возбудило во всех искреннее раскаяние, что не умели беречь у себя добродетельного князя. Тогда они решили, по крайней мере, останки его хранить у себя. Снаряжено было посольство в Псков, во главе с протопопом Полюдом и лучшими людьми, чтобы взять и привезти тело в Новгород. Псковичи не смели противиться, но посланные из Новгорода никак не могли тронуть с места раку с телом почившаго князя. Ясно было, что почившему не угодно было оставить свое тело тем, кто изгнал его при жизни. Новгородцы плакали и просили перед гробом прощения в своей самонадеянности и утешены были тем, что могли взять с собою ноготь, отпавший с перста почившаго князя.

Согласно завещанию, тело святаго князя погребено было в храме святаго Димитрия Солунского. Прошло немного времени по преставлении благовернаго князя и от его честных мощей начали истекать знамения и чудеса для приходящих с верою — слепых, хромых, сухоруких, разслабленных, бесноватых и разных больных. Все они, по вере своей и по молитвам святаго князя получили исцеление. Прошло пятьдесят пять лет. Память о князе Гаврииле Всеволоде сохранялась Псковичами свято, ибо он положил основание самостоятельности Пскова, дотоле считавшегося только пригородом Новгорода. В 1193 году святой князь явился в сонном видении одному богобоязненному мужу и сказал:

— «Объяви всему священному собору, князю, посаднику и всему христолюбивому народу псковскому, чтобы перенести мощи мои от святаго Димитрия во храм Пресвятыя Троицы; ибо там хочу я возлечь».

Благочестивый муж осмелился спросить:

— «Кто ты, владыко мой, пришедший ко мне смиренному воспомянуть грехи мои? От светлости лица твоего трепещет душа моя; открой мне имя твое святое».

— «Имя мое князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, — отвечал явившийся, — Господь Иисус Христос предал мне град мой Псков, чтобы хранить его и соблюдать от безбожных Немцев, и в нем хочу пребывать до скончания века сего. Не медли исполнить волю мою».

Обрадовались Псковитяне и поспешили целым городом, в предшествии духовенства в церковь великомученика; там подняли раку чудотворца и понесли ее, но когда подошли к вратам города, который назывались Смердиевыми, стала неподвижно рака. После многих напрасных усилий, слез и молитв принуждены были отнести мощи на прежнее место. Следующую ночь святый Всеволод явился тому же благоговейному мужу и сказал ему:

— «Не хочу идти во врата Смердии, но скажи князю и всему собору и посадникам: пусть пробьют ворота от реки Псковы на северную сторону и тут пронесут мощи мои в храм Пресвятыя Троицы».

Немедленно пробили стену градскую и сделали новыя ворота, через которые внесли чудотворныя мощи святаго князя и поставили их открыто в возобновленном им соборном храме. Это перенесение мощей совершилось 27 ноября 1192 года.

В 1284 году при раке благовернаго князя Всеволода совершилось чудо над бывшим Псковским посадником Елисеем. Старый посадник лежал расслабленный всем телом, так что не мог двинуть ни рукой, ни ногою. По вере в благодатную силу святаго Всеволода, он велел отнести себя к его мощам. Когда священник, совершив молебствие, окропил больного святою водою, расслабленный встал и без посторонней помощи возвратился домой.

Ночью на 30 июля 1363 года святой князь явился соборному пономарю и сказал:

— «Поспеши передать соборянам Пресвятой Троицы и посадникам, чтобы вынести из соборной церкви иконы и сосуды, ибо Господу угодно явить чудо над мощами моими в следующую ночь».

На утро из церкви все было вынесено, а в самую полночь обрушился церковный свод, пробил раку святаго князя и отшиб малую часть честныя главы его (челюсть). Часть эта сохраняется в особом серебряном ковчеге. Мощи поставлены были тогда в придельном храме Благовещения. Чудесных исцелений от болезней по молитвам у гроба святаго князя записано до половины XVI века двадцать одно. Из получивших исцелений более других оставили о себе память богатый муж Иоанн Зайцев и две его дочери. По чувству благодарности они положили на честную раку дорогой покров с изображением святаго князя, вышитым золотом и шелками. Покров сохраняется доселе. Местное празднование благоверному князю Всеволоду началось или со времени открытия мощей в 1192 году или со времени перваго чуда в 1284 году. Общецерковное празднование установлено на соборе 1549 году. Псковский летописец повествует, что сам царь Иоанн Грозный, во время пребывания во Пскове в 1569 году, с великим благоговением слушал молебное пение святому князю. Поклоняясь раке благовернаго князя, царь удивлялся «величествию» меча его. Святый князь Всеволод стал для Пскова защитником, нерушимой стеной его. В неравной борьбе с Ливонцами, Поляками и другими врагами они уповают на молитвы свягаго Всеволода и отражают врагов. Его молитвам приписывали преложение ярости Грозного царя на милость, когда он приехал в Псков в 1569 году, после разгрома Новгорода. Ими же объясняли умирение внутренних междоусобий в Пскове. Особенно трогательно сказалась вера Псковитян в небесную защиту своего покровителя в 1581 году. Когда Пскову угрожала великая опасность от Полскаго короля Стефана Батория и враги заняли уже часть города Полонище, Псковичи получили спасение единственно по молитвам к своим небесным покровителям. Они так и понимали тогда свое положение, неоткуда не ожидая иного спасения. В продолжение двух недель они носили мощи святаго Всеволода по городу к тем местам, каким наиболее угрожали осаждающие. И враг принужден был снять осаду и удалиться. Событие изнесения мощей святаго Всеволода на место битвы в 1581 году изображено на одной из сторон серебряной раки, которая изготовлена в 1834 году, ко времени, когда по повелению императора Николая I святые мощи были перенесены в главный собор.

В ноябре 1893 года Псков торжественно праздновал семисотлетие обретения мощей святаго благовернаго князя Всеволода-Гавриила.

Жития русских святых. Кн. VI. Коломна, 1993. С. 293-297.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *