Псковские хроники № 8 (41) 2002

ФАРФОРОВОЕ БЛЮДО ПСКОВИЧЕЙ

Описываю слышанный мною рассказ покойного моего дяди Платона Николаевича Болотникова, человека очень правдивого, про коронацию Государя Императора Николая Павловича, состоявшуюся 26-го августа 1826 года, на которую как представители дворян съехались и все губернские предводители дворянства.

По окончании коронования в Московском Успенском соборе и по возвращении Государя во дворец началось представление лиц, присутствующих на коронации, в том числе предводителей дворянства, которые по русскому обычаю при представлении подносили Государю Императору хлеб-соль.

У всех представителей дворянства блюда были ценные — золотые или серебряные и у одного лишь псковского — фарфоровое.

«Ну и псковичи! Отличились, как и предводителю их не совестно будет приветствовать Государя, держа в руках хлеб-соль на подобном блюде, будь историческое какое-либо, другое дело, а то нет — самое обыкновенное, свою бедности что ли хотят показать псковичи, что и для такого торжественного случая не могли израсходовать несколько сот рублей», — так рассуждали господа предводители с ценными блюдами в руках, иронически посматривая на представителей псковичей.

Представляются г. г. предводители, выражают верноподданнические, чувства свои и их дворян, подносят хлеб-соль на своих ценных блюдах, все как следует. Пришла очередь и представителя псковичей Николая Николаевича Беклешова. Высказав Государю о чувствах преданности и любви псковичей к их монарху, Беклешов передал затем Его Величеству просьбу, пославших его, разрешить в память великого дня коронования устроить при Псковской гимназии пансион для детей бедных дворян с содержанием их до окончания курса, на средства дворян Псковской губернии.

Выслушал Государь это ходатайство и сказал: «Я от первого тебя слышу о желании дворян прийдти на помощь бедным своей среды, дав возможность получить образование молодому поколению, родители которого не в силах этого сделать сами, — этим ты Меня крайне порадовал, спасибо тебе и псковскому дворянству за заботы о своих дворянах», — и затем обнял и поцеловал Беклешова.

На другой день многие из предводителей навестили Беклешова и расспрашивали об организации будущего пансиона.

По поводу фарфорового блюда псковичей посмеиваться не приходилось больше, — вышло оно на много ценнее серебряных и золотых. В непродолжительном времени пансион был открыт.

Н. Н. ТУЛУБЬЕВ «Правда», 1912 г., 4 июля


КУТУЗОВСКИЙ САД

Гулянье в Кутузовском саду 23 августа, устроенное благотворительным обществом, удалось вполне. Погода в этот день была прекрасная и как нельзя более благоприятствовала гулянью вообще и успеху устроенных для детей развлечений в особенности.

Группы молодых людей разных званий: классики, реалисты, кадеты, гимназисты и воспитанницы приюта весело разгуливали по всем аллеям. На боковых аллеях были расположены столы с рукодельями воспитанниц, а рядом были приготовлены столы с чайными сервизами, фруктами, цветами и проч., под любезным наблюдением распорядительниц-дам.

Публики было немало и особенно много детей и учащейся молодежи. Первый воздушный шар был пущен при сравнительно небольшом кружке зрителей, число которых с каждым шаром увеличивалось, так что последний, особенно удачный шар привлек к себе внимание почти всей публики. Шар поднялся легко, плавно и без всяких порывов и колебаний поплыл по воздушному пространству, сопровождаемый восторженными, удивленными взорами детей.

С большим нетерпением ожидали фейерверка, он удался, можно сказать, на славу. Маленькие зрители, впрочем, не все получили наслаждение от этого зрелища; некоторые даже плакали и с испугом бежали из сада. Но для громадного большинства посетителей фейерверк доставил полное наслаждение.

К 9-ти часам гулянье кончилось, и публика расходилась под впечатлением приятно проведенного вечера. Ночью погода быстро изменилась, и появился сильный ливень, порядочно охладивший воздух.

«Псковский городской листок», 1887 г., 23 августа Предоставила Е. КИСЕЛЕВА


МУЗЕЙ ВИНТЕРА

На площади, перед присутственными местами, уже с неделю как воздвигнут обширный балаган, занятый музеем Винтера. На днях мы посетили этот музей и можем от души посоветовать нашим читателям побывать в нем, так как каждый из них, наверно, найдет, что посмотреть, согласно своим наклонностям. Интересующиеся историей увидят в нем прекрасно исполненные восковые изображения: Опанго, предводителя зулусов, убившего Луи Наполеона, Пия IX, Льва XIII, Вильгельма I, князя Бисмарка, маршала Базена, Османа паши и Джемса Гарфильда; любители пластической красоты залюбуются графинею Мерседес, Помпадур, Авророю с тремя амурами, Клеопатрою, Ледою, Динорою (танцовщица парижского театра) и другими. В особенности хороши Аврора и Динора. Некоторые из этих фигур — движущиеся, как например Аврора. Тем, которые не страдают избалованностью нерв, мы советуем обратить внимание на отделе орудий пыток и лиц, им подвергшихся. Мы откровенно признаемся, не могли хладнокровно рассматривать этот отдел и только бегло его пробежали: до такой степени сильное впечатление производит он рядом жертв испанской инквизиции. Интересующиеся медицинской наукою в том же музее найдут двадцать с лишком изображений по части развития человека, акушерской, ампутации и проч.; дети же, да и взрослые, с большим удовольствием могут посмотреть на механические фигуры поющих, купающихся и клюющих птиц, фокусника, театр и собак и обезьян, исполняющих акробатические штуки, утку, по своим действиям неуступающею живой. В заключение имеется ряд очень хороших панорам с изображением Кукуевской катастрофы, иллюминация Москвы. Эти картины лучше всего смотреть вечером, да, впрочем и весь музей эффектнее выглядит при вечернем освещении. При этом мы не можем не заметить, что перед музеем совершенно напрасно играет шарманка; во-первых, потому, что она скверна до невозможности, а во-вторых, для музея Винтера, который, как известно, имеет постоянное пребывании в пассаже, даже и неприлично.

«Псковский городской листок», 1887г., 22 июля Предоставила Е. КИСЕЛЕВА


ПАЛИЦКИЙ ПОГОСТ

В 35 километрах от Пскова, на реке Пскове находится деревня Палицы, где на местном кладбище стоит деревянная церковь во имя святого Великомученика Георгия. Палицкий погост издревле входил в состав Псковской земли. С 1776 г. по 1927 г. он относился к Жуковской волости Псковского уезда Псковской губернии. Сейчас это Молодейская волость Стругокрасненского района. Известно, что в 1882 г. в приход Георгиевской церкви входило 34 деревни Жуковской волости.

Всего в Жуковской волости в 1882 г. находилось 59 населенных мест — сел, селец, деревень, и проживали 3912 жителей. На реке Пскове стояли деревни: Палицы (6 дворов), Пески, Запорово, Кубасове, на реке Дребенке — Коты (27 дворов и мелочная лавка), Дребня (13 дворов) и Старкове (9 дворов), на реке Псковице — Углы (38 дворов), Речки, Подвязье. В деревне Молоди — месте Жуковского волостного правления — было 59 дворов, земское училище, мелочная лавка, питейный дом и железнодорожная станция. Среди других деревень можно назвать Жуковичи (59 дворов), Засеки (29 дворов), Жеглицы (15 дворов), Воскресенщину (12 дворов). Например, в 1885 г. в Молодях проживали 323 жителя, в Жуковичах — 316, в Углах — 191, в Котах -137, в Дребне — 69. В волости работало пять мельниц и три кузницы.

В Палицком погосте деревянная Георгиевская церковь была вновь возобновлена в 1851 г., а кладбище, расположенное вокруг храма, обнесено оградой из диких валунов. Известно, что в 1901 г. в палицкой Георгиевской церкви служили священник Александр Иванович Тимпанов и псаломщик-диакон Василий Андреевич Вышегродский. Тогда же при храме работала церковно-приходская школа.

Церковь великомученика Георгия в Палицах продолжала действовать до самой войны. В 1943 г. при отступлении немцев она полностью сгорела. После окончания войны, в 1946 — 47 гг. жители Палиц выстроили новую Георгиевскую церковь, дошедшую до наших дней. Это деревянный одноглавый, одноапсидный храм. Он дополнен притвором, над которым возвышается одноярусная квадратная колокольня, увенчанная шпилем. Над апсидой тоже стоит шпилек, завершенный яблоком и крестом. На протяжении последних почти 40 лет ее настоятелем был священник Владимир Иванович Иванов.

Сейчас от былого величия этих мест практически ничего не осталось. Нет больше колхозов «Весна», «Заря», «Нива», где когда-то кипела трудовая жизнь, бывали ярмарки, празднования престольных праздников.

Но до сих пор в народе жива шутливая поговорка: «У нас в России три столицы — Дребня, Старково, Жеглицы».

Алексей ЕФИМОВ


ИЗЪЯВЛЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ

Июня 30 числа сего 1844 года, церковь Знамения Пресвятой Богородицы, находящаяся Опочецкого уезда в погосте Камене, на берегу озера того же имени, расстоянием от Опочки в 30 верстах, и известная в псковской истории по чудотворной иконе Божьей Матери, прославленной чудотворением еще в 1426, получила из города Ялты, Таврической губернии, от щедрот Его Сиятельства действительного статского советника первого класса и кавалера, князя Александра Николаевича Голицына, на предполагаемое устроение в этой церкви нового иконостаса тридцать рублей ассигнациями и четыре святые иконы, изображающие четырех евангелистов. Такое приношение Его Сиятельства полагает первое начало предполагаемого нового иконостаса в Знаменской погоста Камена церкви, и останется в лен всегдашним памятником усердия к этой церкви одного из первых государственных мужей России.

О таком благотворении Его Сиятельства князя Александра Николаевича Голицына долгом считаю известить чрез Псковские и Таврические губернские ведомости. Да продлит Всевышний, молитвами Пречистой Своей Матери, всех благотворителей святой Каменской церкви, о чем должен и будет молиться у престола Господня, Опочецкого уезда погоста Камена Знаменской церкви священник Петр Молчановский.

«Псковские губернские ведомости», 1844 г., 16 августа Предоставила Е. КИСЕЛЕВА


КРЕСТЬЯНСКИЙ БУНТ

На Руси издавна повелись созываемые народные сборища: вече, сельские сходы, собрания, на которых всем обществом обсуждались и принимались приобретающие силу закона решения, начиная от очередного вокняжения на власть, до выделения покосов и назначения пастуха общественного стада. Что касается пастухов, то оговаривались не только оплата его труда, но и во что он будет одет, чем и в какой очередности накормлен и обеспечен ночлегом.

Придя к власти, большевики в своей основе не упразднили такую форму общественного самоуправления, но изменили его изначальный характер. Власти принимали решения, имеющие силу закона, а на сходах, собраниях, митингах народу отводилась лишь роль «единодушно» и «единогласно» одобрить уже принятые решения, создавая тем самым видимость гласности и единодушия.

Так было и в 37 — 40 гг. — кровавых репрессий, когда уже расстрелянных «врагов народа» клеймили на многотысячных рабочих и крестьянских собраниях и тысячи рук вздымались вверх, требуя смерти уже умерщвленным.

Так было и позднее, когда тысячные толпы кричали «Одобряем!» бредовому плану тогдашнего лидера страны Никиты Хрущева увеличить производство молока и мяса сразу аж в три раза, дабы догнать и перегнать Америку. Не обходилось и без конфузов. В Жоговском сельсовете Пыталовского района, где крестьян согнали с собственной земли лишь в послевоенные годы, а упирающихся увезли под конвоем в Сибирь, дав на сборы два часа, на общем собрании, теперь уже колхозном, произошла заминка: люди предложили вернуть им отобранные десятины, скот, инвентарь и они в два счета перегонят Америку. Нашелся тертый в таких ситуациях секретарь райкома Ермолович: «А вы напишите заявления, может быть, и вернем ваши десятины», — заявил он. — «Как же, вернут: на Колыме или Магадане!» — раздался чей-то зычный насмешливый голос, покрытый недобрым смехом зала. Однако требуемая резолюция была принята единогласно. Да и что могло произойти иное, если каждый тогда знал, как поступали с ослушниками, уклоняющимися от одобрения принятых властями решений.

Примеров тому было немало. Вот хотя бы этот.

5 марта 1919 года в Прудскую волость Псковского уезда прибыл уполномоченный по фамилии Петров. Формально его приезд ограничивался выступлением с докладом на модную в то время тему «О текущем моменте», фактически же, как стало тут же известно многим селянам, уполномоченный прибыл с задачей мобилизовать в Красную Армию оставшихся еще мужиков, увеличить реквизиции и налоги, поставки хлеба и мяса. Уже изначально это вызвало в народе глухой ропот. Недовольство людей усилилось, когда стало известно, что со своим «текущим моментом» Петров решил выступить не на общем сходе, а лишь перед так называемыми общественными агитаторами комитета бедноты.

«С голытьбой столковаться хотят, а нас, мужиков справных, уже за людей не считают!» — от одной к другой деревне полетела молва.

И не сговариваясь, бросив все свои дела из деревень Ямищи, Апросево, Ха-рино, Залино, Смыкалово, Станки, Иваньково, Наволок, Пахомово, Аго-фоново, Андрейково и других деревень народ повалил в волостное управление. А тем временем в тесном помещении волостного правления перед кучкой ком-бедовцев уполномоченный Петров уже начал развивать свой «текущий момент»: давай солдат, хлеба, мяса, налоги. И тут к правлению подвалила возбужденная до крайности толпа крестьян: по архивным свидетельствам — не менее 500 человек, мужчины, женщины, но большинство — молодые парни. Находившиеся у входа стражники (милиционеры) попытались преградить толпе путь, но их смяли, и народ стал заходить в помещение.

Оратор замолчал, людей набилось в избу столько, что нечем стало дышать, а сзади напирали все новые ходоки. И тогда подал голос 22- летний Иван Алмазов из дер. Пахомово:

— Выходите все на улицу! Иначе все окна выбьем! (окна потом-таки выбили)

Милиционер Васильев попытался арестовать Алмазова, но толпа не дала этого сделать. В конец растерявшийся Петров уступил требованию людей перенести собрание на улицу. Он взгромоздился на вынесенный из помещения стол как на трибуну, но продолжить свой «текущий момент» ему уже не дали.

Его забросали вопросами, первым из которых был: русский ли он или еврей?

— Русский, русский я, Петров же моя фамилия — убеждал он.

— И на это — злая реплика:

— Какой же ты русский, если из своего русского мужика последние жилы тянешь? Не дадим ни хлеба, ни мяса — у самих дети голодные. И в Красную Армию мужиков не пустим — на ком хозяйство останется?

— Зачем в школах сняли иконы? — это кричали уже женщины. — Чем вам помешал Закон Божий? Восстановить в школах Закон Божий!

Гнев толпы нарастал, и никто толком не заметил, как оратора стащили со стола. Его место на табурете занял милиционер Васильев, который именем закона требовал, чтобы толпа немедленно разошлась, но и блюстителя порядка стащили с табуретки и слегка помяли. Страсти все больше накалялись. Привели заведующего продотделом волисполкома Смирновского и потребовали от него вернуть людям собранные им деньги по общественным платежам, что тот безропотно и выполнил.

Теперь трибуной завладели сами крестьяне, которые один за другим говорили об их тяжелой доле, нищенском житье, грабительских налогах и разных других поборах. И почти каждое выступление заканчивалось: «Зачем такая власть, от которой только вред народу? Долой такую власть!» Лишь поздним вечером закончился этот необычный сельский сход, и люди разошлись по домам. Два последующих дня власти были в полной растерянности от случившегося. Лишь на третий день начало проводиться дознание и арестовано восемь участников бунта. Но даже в первых следственных документах и официальной переписке власти желали представить произошедшее 5 марта 1919 года в Прудской волости как «досадный инцидент… между крестьянами(?!)». Лишь позднее этот «досадный инцидент» стал фигурировать в официальных документах как «восстание крестьян».

Все следствие по делу свернули в 10 дней. Отменную солидарность со всеми односельчанами проявили и допрошенные свидетели: «Я ничего не видел и не слышал», «Заглянул в волисполком на минуту и уехал» и т.п.

Без лишней огласки, не придавая особой политической окраски делу, 17 мая 1919 года Псковский губернский революционный трибунал осудил лишь «главных зачинщиков беспорядков», которых удалось выявить. Причем назначенное им наказание было по тем временам за участие в открытом выступлении против советской власти на удивление мягким. За исключением Ивана Карпова, Василия Абрамова, Ивана Алмазова и Ивана Матвеева, которые были осуждены к значительным срокам заключения, еще 7 человек осуждены к 3 годам тюрьмы, но тут же освобождены от наказания по амнистии от 1 мая 1919 года, четверо были вообще оправданы, «как чистосердечно раскаявшиеся и не осознавшие по своему бедняцкому положению и малограмотности содеянного ими».

Столь массовое выступление крестьян Прудской волости — яркий пример закономерного бунта людей, доведенных властями нищетой и унижениями до крайней черты и открыто и смело выступивших в защиту своих человеческих прав и достоинства.

В июне 2002 года прокуратурой Псковской области на основании Закона Российской Федерации от 18.10.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» в порядке очередности пересмотрела это архивное уголовное дело (хранится в ГАПО р-626, оп. 3, № 881) и признала, что по нему необоснованно было привлечено к уголовной ответственности и осуждено 15 псковских крестьян, которые теперь отнесены к категории жертв политических репрессий, чинимых советской властью.

И. ПАНЧИШИН, А. ПУЗАНОВ, юристы

Утверждаю: Прокурор Псковской области государственный советник юстиции 3 класса Н. Н. ЛЕПИХИН » » июня 2002 года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по архивному уголовному делу № 881, on. 3, р-626. ГАПО

17 мая 1919 года Псковским губернским революционным трибуналом без ссылки на закон осуждены по политическим мотивам граждане Прудской волости Псковского уезда, обвиняющиеся в совершении 5 марта 1919 года «восстания против рабоче-крестьянской власти».

Были признаны виновными и осуждены:

Карпов Иван из дер. Андрейково;

Абрамов Василий из дер. Апросево.

Оба как «главные зачинщики восстания и скрывающиеся от правосудия» заочно приговорены: Карпов к тюремному заключению с принудительными работами на 10 лет, Абрамов такому же наказанию на 7 лет. Других сведений о личности осужденных в деле нет.

Матвеев Иван из дер. Агафоново;

Алмазов Иван Павлович, 22 лет, уроженец и житель дер. Похомово, крестьянин, арестованный по настоящему делу.

Признаны «второстепенными зачинщиками, а посему приговорить каждому по 5 лет тюремного заключения с принудительными работами, применив им амнистию 1-го мая 1919 года на 4 года, а на один условно осуждаются тюремному заключению с принудительными работами, если в продолжении двух лет ими будет совершено какое-либо преступление, то приговор приводится в исполнение независимо от того наказания, которое последует».

Судомойкин Петр Прокофьевич, 37 лет, уроженец и житель дер. Харино, крестьянин, арестован по настоящему делу;

Лазуренов Сергей Андреевич, уроженец и житель дер. Смыкалово, крестьянин, арестован по делу;

Петров Илья Петрович, 40 лет, из дер. Залино, крестьянин, арестован;

Михайлов Семен Михайлович,43 лет, уроженец и житель дер. Филонове, крестьянин, арестован;

Андреев Афанасий Андреевич, уроженец и житель дер. Станки, крестьянин, арестован;

Каменев Федор, 46 лет, уроженец и житель дер. Иваньково, крестьянин;

Дорофеев Матвей Дорофеевич, 48 лет, уроженец и житель дер. Агафоново,крестьянин.

Каждый из них «приговорен к 3 годам тюремного заключения с принудительными работами, а применив к ним амнистию 1-го мая 1919 годя, освободить от наказания».

Кононова Алексея Кононовича, 47 лет, из дер. Наволок, крестьянин, арестованного по делу;

Шустрова Алексея Ефремовича, 33 лет, уроженца и жителя дер. Варварино, крестьянина;

Иванова Семена Ивановича, 46 лет, уроженца и жителя дер. Кашнево, арестованного.

Каждого «за чистосердечное признание ревтрибунал оправдывает».

Виноградов Иван Филиппович, 22 лет, уроженец и житель дер. Ямищи, крестьянин, находился под стражей;

Ревтрибуналом оправдан «в виду его непричастности», т. е. по реабилитирующим основаниям.

Трибуналом также отмечено:

«К вышеуказанным гражданам амнистия применяется в виду того, что они являются бедняками довольно несознательными».

Из имеющихся в деле материалов усматривается, что 5 марта 1919 года Прудским волостным исполкомом проводилось собрание общественных комитетов бедноты, на котором рассматривались вопросы, касающиеся внутренней жизни всей волости, в том числе мобилизации в Красную Армию и сбора всех видов налогов с населения. Заранее на это собрание приехал агитатор-инструктор Псковского уездисполкома Петров, который выступал с докладом.

Проявляя большой интерес к обсуждаемым вопросам и принимаемым решениям, касающихся личных прав и обязанностей граждан, на собрание без приглашения пришло большое количество (около 500 человек) жителей из деревень волости. Когда их не стали впускать в помещение исполкома и запрещать присутствие на собрании вообще, то это вызвало «бурю протестов и угроз». По требованию граждан докладчик и работники исполкома вынуждены были вынести на улицу стол и использовали его как импровизированную трибуну.

В процессе дальнейших споров, взаимных оскорблений и угроз собрание превратилось в беспорядочную толпу. Повсеместно раздавались выкрики:

«Долой коммунистов, не надо нам такой власти, не дадим хлеба и скота, не пойдем в солдаты», требовали оставить в школе преподавателя закона божьего.

От председателя продовольственного отдела волисполкома Смирновского потребовали вернуть собранные с граждан деньги, что он и вынужден был выполнить, вернул 200 рублей. Присутствующий здесь старший милиционер Васильев встал на табуретку и пытался выступить, но его с табуретки столкнули и нанесли несколько ударов. Кто конкретно это сделал материалами дела не установлено.

Весь этот стихийно возникший «инцидент» (так названы совершенные события в постановлении юридического отдела Псковского губчрезвкома от 15 марта 1919 года — л. д. 249) продолжался несколько часов, пока все не разошлись по домам.

7 марта 1919 года по указанию местных органов власти было возбуждено настоящее уголовное дело по факту «восстания», закончилось оно вышеуказанным приговором революционного трибунала.

Фактически никакого восстания не было. Массовое выступление граждан Прудской волости произошло в результате неправильных действий работников волисполкома, которые не допускали пришедших граждан присутствовать на собрании, проводимом волисполкомом. Привлечение указанных граждан к уголовной ответственности является необоснованным.

С учетом изложенного и в соответствии с п. «а» ст. 3 Закона РФ от 18.10.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» Карпова Ивана, Абрамова Василия, Матвеева Ивана, Алмазова Ивана Павловича, Судомойкина Петра Прокофьевича, Лазуренкова Сергея Андреевича, Петрова Илью Петровича, Михайлова Семена Михайловича, Андреева Афанасия Андреевича, Каменева Федора, Дорофеева Матвея Дорофеевича реабилитировать.

Кононова Алексея Кононовича, Шустрова Алексея Ефремовича, Иванова Семена Ивановича и Виноградова Ивана Филипповича считать реабилитированными по приговору ревтрибунала от 17 мая 1919 года.

И. о. прокурора отдела прокуратуры Псковской области А. И. ПУЗАНОВ

7 июня 2002 г.

СОГЛАСЕН: Начальник отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности старший советник юстиции В. А. ИВАНОВ » » июня 2002 г.

Справка: Дело рассмотрено без заявления в соответствии с требованиями Закона РФ от 18.10.1991 года.


КИНОТЕАТРЫ ДОВОЕННОГО ПСКОВА

В культурной жизни Пскова XX в. одно из главных мест неизменно принадлежало кино. В первые же послереволюционные годы псковичи обходились кинотеатрами, открытыми еще до революции. В декабре 1918г. все они были национализированы и переименованы. Так, стоявший на углу Пушкинской и Архангельской улиц «Модерн» получил название «Коммуна», «Марс» на Некрасовской улице стал «Пролетарием»,расположенный на углу Великолуцкой и Плоской «Художественный» превратился в «Республику». А вот «Рекорд» на улице Плоской и «Аврора» (на углу Кахановского бульвара и улицы Кузнецкой) названия свои сохранили: Советская власть не усмотрела в них ничего крамольного. Впрочем, «Республика» и «Пролетарий» вскоре свое существование прекратили, а И. М. Руммель, взявший с переходом к НЭПу «Коммуну» в аренду, самовольно вернул ему прежнее название, за что подвергся наказанию со стороны органов власти. Имел он намерение взять в аренду и кинотеатр «Аврора», но Румме-ля опередила трудовая артель Электростроя «Свет и сила», вдохнувшая в «Аврору» новую жизнь: своими силами произвела ремонт, оборудовала новую кинобудку и силами своих работников обслуживала киносеансы, демонстрация немых картин сопровождалась духовым оркестром и роялем.

В июле 1926 г. Президиум губисполкома поручил горкомхозу помещение кинотеатра «Аврора» «в виду ветхости» разобрать, но артели удалось его отстоять: она обязалась собственными силами капитально отремонтировать здание. Ремонт длился несколько месяцев, и 3 июня 1927 г. в нем снова начались киносеансы. Тогда же был произведен ремонт кинотеатра «Коммуна», но коснулся он главным образом фойе, где перекрыли крышу.

В конце 1924 г. часть помещения кинотеатра «Рекорд» была отведена для оборудования клуба Общества друзей воздушного флота (впоследствии — Авиахим), а в августе 1926 г. Президиум губисполкома разрешил ему открыть собственный кинематограф. Им и стал кинотеатр «Рекорд», переименованный в «Авиатор». В середине 20-х гг. Искра», ставился вопрос об открытии кинотеатров в других районах города: на Запсковье — в помещении старообрядческой церкви, на Завеличье — в бывшей домовой церкви Батова. Но тогда эти пожелания остались неосуществленными.

В марте 1929 г. была сделана также попытка закрыть в Пскове лютеранскую кирху, в помещение которой намеревались перевести кинотеатр «Авиатор», т.к. помещение, которое он занимал, не вполне соответствовало требованиям пожарной безопасности и его предполагалась передать под клуб «национальных меньшинств». Но кирха тогда осталась действующей, и эти планы сами собой отпали. В том же 1929 г. был разработан проект расширения кинотеатра «Коммуна», предусматривающий увеличение количества мест с 540 до 930 путем возведения дополнительной пристройки, что позволило бы снизить цены на билеты. Но необходимых для этого 10 тыс. руб. в городской казне не нашлось, поэтому ограничились лишь очередным косметическим ремонтом. Новым было то, что каждая среда теперь отводилась специально для детских сеансов.

Сданные ранее в аренду кинотеатры постепенно изымались из рук арендаторов и переходили в ведение государственных органов: в 1927 г. — Управления театрально-зрелищных предприятий, а в 1929 г. — агентства «Совкино». Новым примечательным явлением стало переоборудование в 1931 — 1932 гг. кинотеатра «Авиатор» в звуковой; первыми — звуковыми картинами, демонстрировавшимися здесь, были «Путевка в жизнь» и «Одна». А к 15-й годовщине Октября (1932 г.) по инициативе горкома ВЛКСМ кинотеатр «Авиатор» был переименован в «КРАМ» — «кино рабочей молодежи». Отныне он призван был, как отмечалось в постановлении, — развернуть «работу по коммунистическому воспитанию молодежи, мобилизации ее на выполнение решений партии и правительства». Для руководства этой работой был создан художественно-политический совет КРАМа.

Предполагалось даже капитально переоборудовать его помещение: надстроить третий этаж, реконструировать кинозал, установить более современное оборудование, оборудовать курительные комнаты и пр. Но опять же из-за отсутствия средств реконструкция не состоялась, но тем не менее «КРАМ» стал превращаться в главный кинотеатр города. Так, именно здесь в марте 1936 г. с присутствием 200 делегатов от районов открылся окружной кинофестиваль. В ходе его демонстрировались лучшие советские кинофильмы, состоялись встречи с их создателями и актерами.

Стал звуковым и кинотеатр «Коммуна», но несколько позднее — в 1935 г. В марте 1936 был оборудован на 100 мест кинотеатр в клубе «Металлист». Но все больше становилось ясным, что растущий город, ставший в 1935 г. центром пограничного округа, нуждается в новом, современном, более просторном кинотеатре. И такое решение, наконец, состоялось.

В сентябре 1935 г. трест «Ленгоскино» решил построить в 1936 г. в Пскове новый звуковой кинотеатр, на 800 — 900 мест, отпустив для этого 1800 тыс. руб. Псковский горсовет немедленно занялся подысканием подходящего места, и выбор его пал на то место, где стоял кинотеатр «Аврора». Но площадка для нового кинотеатра требовалась гораздо большая, ибо размеры последнего были внушительными: корпус здания простирался вдоль улицы Кузнецкой на 90 м и на столько же — вдоль Пролетарского бульвара (т. е. занимал площадь около I га). Здание изначально планировалось двухэтажное, полукруглое в плане. Полукруглая форма, заимствованная в Америке, имела преимущество в том, что увеличивала емкость зрительного зала. К началу сооружения в Пскове кинотеатров такого типа насчитывалось в стране уже 35. Кроме зрительного зала на 500 мест на первом этаже размещались также фойе со сценой, гардероб, а второй этаж целиком отводился для «культурного обслуживания»: здесь оборудовались читальня, концертный и «тихий» залы, детская комната, радиостудия, буфет и служебные помещения. В случае, если позволит место и найдутся средства, к зимнему кинотеатру предполагалось пристроить одноэтажный летний зрительный зал на 700 мест. В зимнем кинотеатре предусматривалось оборудовать паровое отопление, в летнее же время предполагалось обслуживать зрителей в саду, устраиваемом вокруг здания. Здесь из псковских садов должны были высаживаться липы, клены, каштаны, пихты и др. Словом, это должен быть «образцовый» кинотеатр столичного типа. Проект здания был разработан проектным бюро Совета кинофикации при комитете по делам искусств при СНК СССР под руководством архитектор Калмыкова, а наружное оформление поручалось разработать проектному бюро при псковском горсовете.

Строительные работы начались в мае 1936 г. с разборки здания кинотеатра «Коммуна» и повышения строительной площадки путем искусственной насыпи, так как место было низким и сырым, а вдобавок еще был обнаружен заболоченный торфяной участок. В течение месяца старое здание было разобрано, а закладка фундамента состоялась лишь в начале сентября, после чего приступили к кладке стен. Дело сооружения нового кинотеатра, как это нередко бывало, оказалось более трудным, чем казалось при разработке плана. Так, уже в ноябре 1936 г. местная газета заметила, что «строительство кинотеатра идет медленно». Хотя в январе 1937 г. была закончена первая очередь,в августе того же года газета вновь писала, что «постройка кинотеатра почти прекратилась».

Однако, несмотря на передвижение сроков, строительство все же шло, и в апреле 1938 г. оно стало близиться к концу. Ленинградский облисполком обязал псковское отделение треста «Ленкино» и строительные организации закончить все работы к 15 мая. 20 апреля 1938 г. для монтажа кинооборудования в Псков прибыла бригада мастеров из Ленинграда, приехал из Москвы и автор проекта Калмыков. Но уложиться в срок до 15 мая не успели, хотя к концу мая была закончена внутренняя отделка всех помещений, в аппаратной будке установлены три аппарата, здание стало освобождаться от строительных лесов. Ежедневно на строительстве было занято 120 рабочих — плотников, столяров, штукатуров, маляров, кузнецов. 29-31 мая состоялись два первых пробных киносеанса, а полностью кинотеатр был сдан в эксплуатацию в июне 1938 г. Он получил название «Пограничник», что подчеркивало тогдашнее геополитическое положение города. Отныне именно этот кинотеатр, отодвинув на второй план «КРАМ», стал превращаться в главный кинематограф Пскова. Неслучайно новый кинофестиваль в октябре 1938 г. открылся именно в его стенах, а когда на экраны страны вышел известный фильм «Александр Невский», сеансы его начались с 3 декабря 1938 г.в «Пограничнике» в один день с кинотеатрами Москвы и Ленинграда.

С июля 1938 г. в фойе кинотеатра начались концерты ленинградского джаз-оркестра, но вскоре договор с ним администрация по причине «однообразия репертуара» расторгла, решив приглашать новые творческие силы.

В том же 1938 г. ставился вопрос о строительстве еше одного нового кинотеатра в городе, на этот раз в районе Запсковья. Но строительство его так и не началось, и 11-го сентября 1939 г. горсовет принял весьма оригинальное решение: постановил изъять из ведения конторы «Заготзерно» закрытую Варлаамовскую церковь и передать для оборудования в ней кинотеатра тресту «Ленкино». Рекомендовалось закончить оборудование кинотеатра в течение 1939 г., разрешалось при этом снести наружные купола, но оборудование кинематографа здесь не состоялось, Запсковье так никогда его и не имело.

В связи с тем, что теперь в городе был «образцовый» кинотеатр «Пограничник», горсовет решил с 1 августа 1939 г. закрыть кинотеатр «Коммуна», передав здание горкомхозу. А в сентябре того же года по ходатайству горкома ВЛКСМ кинотеатр «КРАМ» был переименован в «Молодежный».

Все указанные кинотеатры в годы Великой Отечественной войны были разрушены, а после освобождения города решено было восстановить лишь «Пограничник». На восстановлении его трудились как рабочие треста «Гор-жилкоммунстрой», так и немецкие военнопленные. Когда основные восстановительные работы подходили к концу. Псковский горисполком 25 октября 1947 г. принял решение: «В связи с завершением работ по восстановлению бывшего кинотеатра «Пограничник» и пуском его в эксплуатацию присвоить кинотеатру новое наименование: кинотеатр «Победа». Новое название символизировало не только победу в Великой Отечественной войне, но и победу над разрухой. Полностью восстановительные работы завершились к 30-й годовщине Октября, и до конца 1947 г. на сеансах в «Победе» побывали около 65 тыс. человек. Ныне кинотеатр «Победа» является центром российского кино в Пскове.

А. В. ФИЛИМОНОВ, доцент ПГПИ


«ВСЕ ОТ НЕЕ В ВОСТОРГЕ…»

К вопросу об атрибуции портрета неизвестной неизвестного художника из собрания Псковского музея

Значительную часть коллекции живописи XVIII века в любом музее составляют «портреты неизвестных» работы неизвестных художников. Псковский музей не составляет исключения.

Предметом настоящей атрибуции явился один из таких портретов. В музейной инвентарной книге имеются следующие сведения: неизвестный художник второй половины XIX века, русская школа, портрет цесаревны, х.м., 63 х 81. На портрете изображена молодая женщина в трехчетвертном повороте на нейтральном зеленоватом фоне. Портрет погрудный, заключен в овал, вписанный в прямоугольник. Портретируемая одета в нарядное парадное платье красноватого тона, украшенное ярко-зеленым бантом. Вырез оторочен кружевом с белыми цветочными лепестками.

Высокая прическа уложена локонами и украшена лентой, черным пером и бриллиантовой брошью в виде веточки.

Наличие высоких регалий — ордена и ленты св. Екатерины позволяют видеть в портретируемой лицо, близко стоящее ко двору, либо царского дома.

Изучение иконографического материала позволило сделать заключение о том, что на портрете изображена Великая княгиня Мариям Федоровна, принцесса Вюртембургская — вторая жена императора Павла I.

Отправным моментом в данной атрибуции явилось иконографическое сходство нашего портрета с парадным портретом Марии Федоровны работы А. Рослина из государственного Эрмитажа, исполненный в 1777 г. (парный к портрету Павла I). Швед А. Рослин (1718 -1793) за свое недолгое пребывание в Петербурге (1776 -1777) создал свыше 40 портретов, среди которых портрет Марии Федоровны считается едва ли не лучшим из парадных портретов.

Не претендуя на глубину психологического анализа, художник создает нарядный, праздничный образ стройной молодой женщины с изящной головкой, увенчанной высокой прической, — на фоне декоративного паркового пейзажа. Весь портрет являет как бы театрализованное действо, где личность портретируемой предстает в несколько сказочном образе.

Великолепна красочная гамма портрета, построенная на мастерском сопоставлении красноватых тонов одежды, свинцовых облаков, ползущих по зеленоватому вечернему небу, яркой «ядовитой» «театральной» зелени парка позади и пышного головного убора, изысканно и смело сочетающего белое, черное, красное и зеленое перья. Обращает на себя внимание удивительно свежее, румяное лицо княгини, кажущееся ослепительным под сенью напудренных волос.

Рослин — художник скрупулезный, не приукрасил модель. Вот что пишет о Марии Федвровне Екатерина II в 1776 году: «Стройность нимфы; цвет лица — цвет лилии с румянцем розы, прелестнейшая кожа в свете; высокий рост с соразмерной полнотой и при этом легкость поступи, кротость, доброта сердца и искренность выражения в лице. Все от нее в восторге».

Кстати сказать, в том же 1777 г. Рослин написал и портрет самой государыни, которой он не понравился настолько, в силу излишней «правдивости», что впредь было ведено писать с него только фигуру и аксессуары, а лицо — с портрета тогда уже знаменитого Ф. Рокотова.

Современники также отмечали привлекательность великой княгини, а кроме того свидетельствовали ее ум и замечательную художественную одаренность. Так, знаменитый резчик медалей, обермедальер монетного двора Карл Александрович Лебрехт (1749 — 1827), давал ей уроки лепки, и на выставке 300-летия Дома Романовых в Чудовом монастыре среди показанных вкладов можно было видеть выточенные из слоновой кости сосуды работы Марии Федоровны. (Сейчас выполненные ею изделия представлены в музее г. Павловска.).

В нашем портрете использованы фигура и аксессуары Рослиновского портрета. Есть большое сходство и в типаже — овал лица, особенности формы носа, разрез глаз и высоко поднятые брови, взгляд, направленный, несколько сверху вниз. Эти черты определяют меру сходства не только внешнюю, но и внутреннюю, демонстрируя нам покровительственную снисходительность очаровательной и царственной модели.

Но при такой иконографической близости сходство нашего портрета с оригиналом Рослина далеко не полно.

Наш портрет совершенно отличный по композиции, портретируемая изображена погрудно, на нейтральном зеленоватом фоне, у нее другая прическа, а некоторые нюансы в лице сообщают ее облику большую мягкость, чем у Рослина.

Дальнейшие поиски приводят нас к парадному портрету великой княгини Марии Федоровны, выполненному в 80-х годах талантливым русским художником Г. Скородумовым (1755 — 1792), который более известен как гравер и миниатюрист (в музее г. Павловска).

Портрет выполнен как парадный, однако намного скромна рослиновского, без его эффектной пышности и праздничности.

Сложная, но совершенно лишенная каких-либо украшений прическа Марии Федоровны с уложенным надо лбом валиком волос — явно заимствована нашим художником с этого портрета. Правда, он все же украсил ее, видимо, смутившись непарадной «простоты». Жизнь лица, как ее прочел Скородумов, тоже была понятна нашему мастеру.

Кукольно-красивое, по-царски холодноватое лицо великой княгини у Рослина торжественно-недоступно. У Скородумова грань между высокой моделью и зрителем по возможности сглажена. Черты лица Марии Федоровны смягчены, она кажется более юной и непосредственной, чем у Рослина, хотя в действительности портрет этот более поздний. Какая-то детскость проглядывает в округлости щек, удивленно-капризно приподнятых бровях и лукаво скользящей улыбке.

Характерный изгиб переносицы, придающий лицу модели властность и надменность в портретах Рослина и нашем, у Скородумова не акцентируется. В целом портрет производит впечатление более камерного, интимного, что роднит его с атрибутированным.

В нашем портрете художник пытался сохранить парадность рослиновского оригинала, но скрасил его чопорную, официальную отчужденность долей того лирического начала, которое проглядывает у Скородумова.

Композиционное построение скородумовского портрета — овал, вписанный в прямоугольник и изображение(поколенное) фигуры на нейтральном фоне — близко нашему.

Лицо Марии Федоровны — повзрослевшее и серьезное, несет на себе печать затаенной грусти, благородства. Обязательная улыбка парадного портрета не может скрыть немого вопроса, неуловимо отраженного в задумчивом взгляде женщины. Легкой тенью опустилась на лицо усталость. Жизненный опыт научил ее быть сдержанной в проявлении своих чувств и переживаний. Очевидный психологизм портрета делает его самым интимным из всех вышеупомянутых.

То, что художник не остался равнодушным к заказному портрету, хотя писал его не с натуры, явление не исключительное в истории русского портрета XVIII века. Русские художники нередко прямо повторяли на своих официальных холстах позы, аксессуары и часто одежды парадных царских портретов, исполненных иностранцами, в том числе и Рослином. Тип придворного парадного портрета на протяжении длительного времени не раз переносился без существенных изменений с произведений одного художника на картины другого. Такой подход к работе не исключал творческого момента, что мы и видим в нашем портрете.

Когда же и кем он мог быть написан?

Технологическая экспертиза, проведенная в ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря ( И. Ломизе, В. Титов) определила, что по технологическим признакам и состоянию живописных материалов произведение относится к 80-м — 90-м годам XVIII века.

По стилистическим признакам портрет можно отнести к 80-м — первой половине 90-х годов. Об этом говорят и композиционное построение (овал, вписанный в прямоугольник), и светотеневая моделировка (отсутствие глубоких теней), и некоторые особенности прически и костюма.

Наш портрет не мог быть написан ранее 80-го г., то есть того времени, которым датируется Скородумовский портрет.

Тот же факт, что на Марии Федоровне красная екатерининская лента и звезда означает, что портрет написан не позднее 1796 года, когда Мария Федоровна стала императрицей и получила орден Андрея Первозванного, с которым ее и изображали.

Таким образом, хронологические рамки сузились. Портрет мог быть написан между 1780 и 1796 гг. Где же искать возможного автора портрета?

Из вышеизложенного следует, что заимствование в портрете ограничилось преимущественно иконографией. По существу же — подход к характеристике модели, живописная манера художника достаточно индивидуальна. По этой причине соотнести работу с уже известными портретами Рослина — Скородумова представляется невозможным. Время создания произведения, известная мастеровитость технического выполнения и психологическая усложненность. неоднозначность образа, заставляют искать автора среди талантливых русских мастеров. Живописные качества портрета, такие как использование чистых, насыщенных цветов, сопоставленных контрастно и звучно, эмалевая поверхность красочного слоя, особенно выявленная на лице модели, сверкающем свежестью и румянцем, позволяют выразить предположение о школе замечательного живописца второй половины XVIII в. Дмитрия Левицкого.

Вся дальнейшая работа по уточнению этого предположения тесно связана с данными технологической экспертизы, без которой наши утверждения были бы не столь доказательны.

Исследование показало, что некоторые технические приемы исполнения портрета не противоречат предположению, что он вышел из мастерской Д. Левицкого.

Портрет написан на двухслойном грунте, нижний из которых охристо-красный, а верхний — охристо-желтый.

Такое цветовое соотношение слоев грунта в 80-х — 90-х годах XV11I в. явление не слишком частое. Для этого времени характерны под живопись более светлые грунты, тяготеющие к белому. По мнению А. Н. Лужецкой, желто-коричневыми грунтами пользовался Левицкий. Телесная паста портрета в завершающем слое составлена из смеси белил с ртутной киноварью тончайшего перетира и незначительной примесью жженого угля и синего пигмента, определить который визуально не удается. Синий пигмент в составе телесной пасты был выявлен в портретных работах Левицкого и его учеников. То же можно сказать и о желто-коричневом грунте.

Легкие зеленые полутени, которые мы видим в портрете на висках и у носа, по мнению А. Н. Лужецкой также свойственны лучшим работам Левицкого.

Художественные качества портрета Марии Федоровны не позволяют назвать Левицкого его автором. Однако мы знаем. что в 80-х годах Левицкий имел много учеников как в Академии, так и дома.

Автором портрета можно предположить ученика, прошедшего школу Левицкого и усвоившего живописные приемы мастера. Косвенным подтверждением этому предположению может служить даже несколько странная иконография портрета — известно, что Левицкий был противником жесткой программы, сковывающей творческую инициативу ученика.

Подведем итог. Портрет изображает великую княгиню Марию Федоровну, в качестве иконографических эталонов использованы портреты работы Г. Скородумова и А. Рослина. Портрет написан в 80-х -первой половине 90-х гг. XVIII века и, вероятно, связан с мастерской Д. Г. Левицкого.

И. С. РОДНИКОВА

© Стерх, 2001.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *