Псковские хроники № 4 (37) 2001

«ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ В ПСКОВ»

Дорогая Елизавета Федоровна*.

Спасибо за письмо, вырезку и передачу**, которая мне очень понравилась. Может быть, не стоило раскрывать псевдоним, который давным-давно стал фамилией. Это не принято в радиопередачах и в широкой печати.

Пока мне нечего добавить к передаче, хотя я не только не забываю Псков, но вспоминаю все чаще. В новой вещи, которую я заканчиваю, тоже будут частные упоминания о нем.

Тынянову надо, мне кажется, посвятить отдельную передачу. Это один из самых замечательных наших писателей. В будущем году выходят три его книги. В архиве нашлись материалы для автобиографии, в которых он часто вспоминает о Пскове. Прислать их Вам для Тани? Мою статью о нем, напечатанную в 1964 г. в «Новом мире», я прилагаю к этому письму.

Очень хочется в Псков. Но когда я попаду к землякам — кто знает? Школьники пишут мне, тоже зовут. А я вовсе собирался в Японию.

Будьте здоровы. Ваш В. Каверин 26.09.1965г.

* Елизавета Федоровна — жена псковского писателя Михаила Ивановича Ульянова, редактора (с 1952 по 1957 гг.) литературного альманаха «На берегах Великой».
** Речь идет о радиопередаче на псковском радио, посвященной жизни и творчеству В. А. Каверина, подготовленной Татьяной Недосекиной.


Н. К. РЕРИХ О ПСКОВЕ

Николай Константинович Рерих много раз бывал на псковской земле, вел археологические раскопки, обследовал памятники старины, писал полюбившиеся псковские мотивы и, наконец, в 1913 году расписал Анастасиевскую часовню.

Если красота, если инстинкт не трогают жестокосердных, то хоть к собственной выгоде не губили бы старины. Пользуйтесь доходом с неё; берите за неё плату. Пусть хоть продаётся зрелище красоты, но пусть она всё-таки существует. И в этом сознании красоты мы почувствуем, что и в нашей серенькой жизни мы окружены не одними только гнетущими буднями, а много около нас крупного и прекрасного, которому мы не сумели ещё отвести надлежащее место.

Но нам ли искать красивое? До того мы ленивы и нелюбопытны, что даже близкий нам, красивый Псков и то мало знаем.

Никого не тянет посидеть на берегу Великой перед лицом седого Детинца; многим ли говорит что-нибудь название Мирожского монастыря, куда следует съездить хотя бы для одних изображений Спаса и Архангела в приделах. Старинные башни, рынок под Детинцем, паруса и цветные мачты торговых ладей, как всё это красиво, как всё близко от столицы. Как хороши старинные домики со стильными крылечками и оконцами, зачастую теперь служащие самым прозаическим назначениям, вроде склада мебели и кладовых. И как мало известно большинству, кислому будто бы от недостатка новых впечатлений. Если и Псков мало знаем, то как же немногие из нас бывали в чудеснейшем месте подле Пскова — Печорах? Прямо удивительно, что этот уголок известен так мало. По уютности, по вековому покою, по интересным строениям мало что сравнится во всей Средней Руси. Стены, оббитые литовцами, сбегают в глубокие овраги и бодро шагают по кручам. Церкви XVII века, деревянные переходы на стене, звонницы, всё это тесно сжатое дает необыкновенно цельное впечатление.

Можно долго прожить на этом месте, и всё будет хотеться ещё раз пройти по двору, уставленному странными пузатыми зданиями красного и белого цвета, ещё раз захочется пройти закоулком между ризницей и старой звонницей. Вереницей пройдут богомольцы; из которой-нибудь церкви будет слышаться пение, и со всех сторон будет чувствоваться вековая старина. Особую прелесть Печорам придают полуверцы — остатки колонизации древней псковской земли. Каким-то чудом в целом ряде посёлков сохранились свои костюмы, свои обычаи, даже свой говор, — очень близкий лифляндскому наречию. В праздники женщины грудь увешивают набором старинных рублей, крестов и брактеатов, а середину груди покрывает огромная выпуклая серебряная бляха-фибула. Издали толпа — вся белая: и мужики и бабы в белых кафтанах; рукава и полы оторочены незатейливым рисунком чёрной тесьмы. Странно думать, что так близко от нас, презирающих всякую самобытность, ещё уцелела какая-нибудь характерность и несколько сот полутёмных людей дорожат своими особенностями от прочих.

Н. К. Рерих, «По старине (Из путевых впечатлений)». СПб., 1903.


НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ

В Опочецком уезде есть имение Глубокое, которое отведено под советское хозяйство. Но барский дом в заброшенном виде, все ценные вещи разграблены. Имеющийся при имении фанерный завод также забыт и заброшен. Хорошие, новые станки, которые могли быть приспособлены к другой работе, стоят без применения, приходят в негодность. Была на заводе динамо-машина, ее похитили. Винокуренный завод в имении также заброшен: паровые котлы разрушаются, слесарные принадлежности и части исчезают. Местные власти не принимают мер к охране.

«Красный набат», 1919,12 августа

В с. Духнове произведен разгром имения Яхонтова. Вся мебель поломана, библиотека разорвана, стекла выбиты. Один крестьянин нам пишет: зачем же бить и ломать? Не лучше ли было дом приспособить для местных нужд? Разгромленное помещение было бы очень хорошей школой. А книги? Можно было бы после сортировки книг устроить в волости хорошую библиотеку.

«ПСКОВСКИЙ НАБАТ», 1919,13 февраля


ИСТОРИЯ ПСКОВСКОЙ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ

Нина Петровна Осипова (1937 — 2001 гг.) долгое время возглавляла отдел рукописных и редких книг Псковского музея, или Древлехранилища. Она работала вместе с Л. А. Твороговым и после его смерти приняла этот отдел. Относясь с уважением к памяти о Леониде Алексеевиче, отстаивала принятую им уникальную систему фондового хранения. Под ее руководством были составлены не только картотеки и описи фондов, но и алфавитный каталог книг и документов, находящихся в Древлехранилище, что значительно упростило работу исследователей, пользующихся материалами фондов.

Ее стараниями Древлехранилище пополнилось многими редкими книгами, в том числе рукописными, поскольку много лет подряд Нина Петровна возглавляла археографические экспедиции. Ее работа в отделе, прежде всего, была связана с рукописной книгой, она была хорошим специалистом — археографом и палеографом. Результатом этой работы были изданные ею «Каталог славяно-русских рукописей Псковского музея-заповедника» (Псков, 1991), «Каталог книг кириллической печати XVIII века Псковского музея-заповедника» (Псков, 1996), «Каталог книг кирилловской печати XVI — XVII веков Псковского музея-заповедника» (Псков, 1985), буклет «Псковская книжность» (СПб, 2000).

Она любила свою работу, была бесконечно преданна ей, любила книгу и знала ей цену, не материальную, конечно. Ее мечтой был музей книги в Пскове. В ее архиве сохранен разработанный ею тематико-экспозиционный план музея книги. Нина Петровна давала высокую оценку псковской книжной культуре, ее особенностям.

В последние годы, до ухода на пенсию, она работала над составлением «Каталога старообрядческой книги в составе Древлехранилища». Он остался в рукописи. Ею была подготовлена замечательная телевизионная передача о старообрядцах в серии «Псковские тайны». Она с уважением относилась к ним и особенно к их книжной культуре.

Она любила город, в котором жила, не случайно по ее инициативе при музее было создано Ольгинское общество, которое много сделало для восстановления нашей исторической памяти, особенно мест, связанных с нашей землячкой — княгиней Ольгой.

Публикуемая рукопись хранилась в архиве автора и подготовлена к печати Т. МЕДНИКОВОЙ, старшим научным сотрудником Псковского музея.

* * *

История псковской книжной культуры насчитывает не одно столетие и является яркой страницей, дополняющей и отражающей в новом свете многие стороны жизни древнего и современного Пскова. Среди выдающихся памятников письменности Древней Руси псковские рукописи XI — XV вв. занимают заметное и достойное место. Можно назвать такие рукописные книги, как Псковский устав XI в. с рисунками бытового характера, Паремейник 1271 г., писец которого был близок князю Довмонту, с этой книгой связано зарождение тератологического (звериного) стиля псковской книжности.

Апостол 1307 г. с припиской из «Слова о полку Игореве». Сборник XV в. со «Словом о погибели русской земли», лицевая Палея 1477 г. с иллюстрациями в тексте, Евангелие 1409 г., переписанное псковичом Лукой и являющееся, по мнению специалистов, одним из шедевров книгописания.

В XIII — XV вв. Псков был одним из выдающихся центров книжного дела. В оформлении псковских рукописных книг были свои отличительные особенности: зеленый фон тератологических заставок и инициалов, преимущественное изображение человеческого лица в инициалах в фас. Широкое использование желтого цвета, менее условное изображение человеческих лиц и птиц в орнаменте.

Псковские писцы оставляли на полях рукописей замечательные остроумные, в духе народного творчества пространные записи и приписки.

К началу XVI в. с.присоединением Пскова к Московскому государству Псков уже не мог претендовать на одно из первых мест в художественной культуре Руси. Псковское письменное наследие влилось в единое русло русской национальной культуры. Волею царей и иерархов большая часть рукописных книг XIII — XV вв. была вывезена из Пскова в Москву в XVI — XVII вв., где пополнила книжные собрания того времени: Патриаршей и Синодальной типографий, и ныне украшает книжные фонды Государственной Третьяковской галереи. Государственного исторического музея, Российской национальной библиотеки, Российского государственного архива древних актов и других книгохранилищ и архивов.

В XVI в. в Москве возникло книгопечатание, и вскоре появился запрет на использование в богослужебных целях рукописных книг, но так как печатных книг все равно не хватало, и они долгое время были дороже рукописных, в Пскове, как и в других областях русского государства, продолжали писать книги богослужебного, светского содержания.

От XVI — XVIII вв. сохранилось огромное количество рукописей, в том числе и псковских.

Ценнейшим собранием рукописных и редких книг обладает Псковский музей-заповедник. Более 500 рукописных книг XIV -нач. XX вв. представляют местную рукописную традицию в музейном собрании. Среди рукописей XVI в. следует отметить Служебник Спасо-Мирожского монастыря, книгу «Рай», Прологи (книги для ежедневного чтения), сборники богословского и литературного содержания, сборники певческие.

Псковская литература XVI в. дала миру такие памятники, как: Псковская летопись, «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков», «Повесть о прихожении свейского короля Густава Адольфа ко граду Пскову», «Повесть о начале основания Псково-Печерского монастыря», «Повесть о псковском взятии», жития псковских святых Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, Саввы Крыпецкого, Евфросина, Никандра Псковского, Послания старца Филофея, сказания о явлениях чудотворных икон.

Эти рукописи отличаются как нетрадиционностью и своеобразием состава, так и своими палеографическими и художественными особенностями. С наибольшей полнотой псковская письменность представлена рукописными книгами XVII — XVIII вв.

Рукописи этого времени типичны для Пскова как с точки зрения их художественного оформления (миниатюры, орнамент), так и литературных пристрастий псковских писцов, заказчиков, владельцев. К этому времени относится ценная коллекция Синодиков (книг для церковного поминания) псковских церквей и монастырей, содержащих сведения о житиях святых псковской земли, отголоски исторических событий, литературные произведения в виде небольших повестей, притч,слов и поучений.

Монастыри играли важную роль в культуре Пскова, особенно в области книжной культуры и литературного творчества. В ранней истории Пскова важными культурными центрами были сначала Мирожский монастырь, а затем Снетогорский. В XVI в. ведущая роль принадлежала Спасо-Елеазарову, а затем Псково-Печерскому монастырям. Здесь не только переписывались книги, но велось летописание, создавались оригинальные литературные сочинения.

В художественном плане особую ценность имеют лицевые (иллюстрированные рукописи). В коллекции псковского музея 87 рукописных книг имеют художественное оформление в виде миниатюр или орнамента (заставки, концовки, рамки, инициалы), дающие возможность проследить основные этапы развития книжного оформления, смену художественных стилей, местные особенности.

Самобытную книжную культуру псковской земли можно с полным правом поставить в один ряд с памятниками псковской архитектуры, иконописи, лучшими образцами прикладного искусства.

Н. П. ОСИПОВА


КАК НИКОЛАЙ САЛОС СПАС ПСКОВ

Путешествуя в 1859 г. по Новгородской и Псковской губерниям, Павел Иванович Якушкин записывал свои впечатления от встреч с местными жителями, собирал исторические сведения, знакомился с местными легендами. Находясь в Пскове, он со слов мещанина А. Ф. Полякова записал легенду о посещении Иваном Грозным Пскова в 1570 году.

— Грозный царь Иван был здесь? -спросил я, когда тот, кончив рассказ про Ольгу, замолчал.

— Как же, был, — отвечал Алексей Федорович. — Сколько раз был! Про два раза-то и я знаю.

— Расскажи, пожалуйста, как это было.

— Первый раз царь Грозный приезжал: новогородцы пожаловались. Опсков тогда был не особая губерния, как теперь, а была тогда все одна Новгородская. Царь за какую-то заслугу сделал Опсков губернией, а новогородцы послали войско -опять привести псковичей под свою волю. Только псковичи такого звону задали новогородцам, что те насилу ноги уплели. Видят новогородцы, что сила не берет — послали Грозному сказать: «Псковичи, мол, бунтуют». А какой тут бунт?! Ну, цари, разумеется, этого не любят, Грозный распалился гневом, поехал к Опскову, не доехал Грозный царь до Опскова за 6 верст, остановился он в Любятове. Прослышали псковичи, что Грозный царь пришел под Опсков громить Опсков и стоит в Любятове, с полуночи зазвонили в колокола к заутрени: Бога молить, чтобы Бог укротил сердце царево. Грозный царь тогда был заснумши в Любятове; как ударили в большой колокол, царь вздрогнул и проснулся. «Что такое? — говорит. — Зачем такой звон?» «Псковичи Бога молят, -говорят ему, — чтобы Бог твое царское сердце укротил». Поутру Микола Христоуродливый велел всем, всякому хозяину, поставить против своего дома столик, накрыть чистою скатерткою, положить хлеб-соль и ждать царя. Попы в золотых ризах, с крестами, образами, с зажженными свечами, народ — общество, посадники, пошли встречать Грозного, и встретили у Петровских ворот. Только показался царь Иван Васильевич, откуда ни возьмись Микола Христоуродливый, на палочке верхом, руку подпер под бок — прямо к царю… Кричит: «Ивашка, Ивашка! Ешь хлеб-соль, а не человечью кровь! Ешь хлеб-соль, а не человечью кровь! Ивашка, Ивашка!»… Царь спросил про него: «Что за человек?» — «Микола Христоуродливый», — ему сказали. Царь — ничего -проехал прямо в собор. А Микола Христоуродливый заехал, все на палочке верхом: заехал вперед, только царь с коня — а Микола: «Царь Иван Васильевич! Не побрезгай моими хоромами — зайди ко мне хлеба-соли кушать». А у него была под колокольнею маленькая келейка. Царь пошел к нему в келью. Микола посадил царя, накрыл стол, да и положил кусок сырого мяса. «Чем ты меня потчуешь! — крикнул Грозный-царь. -Как ты подаешь мясо: теперь пост (а тогда был пост или пятница — не знаю) да еще сырое! Разве я собака?» «Ты хуже собаки! — крикнул на царя Микола Христоуродливый. — Хуже собаки!.. Собака не станет есть живого человечья мяса, — ты ешь! Хуже ты, царь Иван Васильевич, хуже собаки! Хуже ты, Ивашка, хуже собаки!» Царь затрепенулся, испугался и уехал из Опскова никакого зла не сделамши!

— Другой же раз когда он был? -спросил я Алексея Федоровича, когда тот кончил рассказ.

— Другой раз Грозный царь был здесь в Опскове, когда он был ехамши под Ригу воевать, под Ригу он ехал, на Изборск, на Печоры. На то время в Печорах архимандритом был Преподобный Корнилий. Был Грозный приехамши в Печоры, стречал его с крестом-иконами Корнилий Преподобный. Благословил его Корнилий да и говорит: «Позволь мне, царь, вокруг монастыря ограду сделать». «Да велику ли ограду ты, Преподобный Корнилий, сделаешь? Маленькую делай, а большой не позволю». «Да я маленькую, — говорит Корнилий Преподобный. — Я маленькую: коль много захватит воловья кожа, такую и поставлю». «Ну, такую ставь!» -сказал засмеявшись царь. Царь воевал под Ригою ровно семь годов, а Корнилий Преподобный тем временем поставил не ограду, а крепость, да и царское приказание выполнил: поставил ограду на воловью кожу: он разрезал ее на тоненькие-тоненькие ремешки, да и охватил большое место, а кругом то место и огородил стеной, с башнями — как есть крепость. Воевал Грозный царь Иван Васильевич Ригу семь лет и поехал назад. Проехал он Новый-Городок(*), не доехал Грозный 12 верст до Печор, увидал с Мериной Горы — крепость стоит. «Какая такая крепость!» — закричал царь… Распалился гневом и поскакал на Корнилиеву крепость. Преподобный Корнилий вышел опять встречать царя, как царский чин велит: с крестом, иконами, с колокольным звоном. Подскакал царь к Корнилию Преподобному: «Крепость выстроил! — закричал царь — На меня пойдешь!» Хвать саблей и отрубил Корнилию Преподобному голову. Корнилий Преподобный взял свою голову в руки да и держит перед собой. Царь от него прочь, а Корнилий Преподобный за ним, а в руках все держит голову. Царь дальше, а Корнилий Преподобный все за ним, да за ним… Царь видит то, — стал Богу молиться, в грехах отпущения просить; стал царь Богу молиться, Корнилий Преподобный и умер. Так царь ускакал из Корнилиевой крепости в чем был, все оставил: коляску, седло, ложки… Кошелек с деньгами забыл… Так испугамшись был… После того под Опсков и не ездил.

Источник: «Путевые письма из Новгородской и Псковской губерний Павла Якушкина». СПб.,1860.


ЕЩЕ РАЗ ПРО О.И.ПАРЛИ

В исторической газете «Псковские хроники» № 14 за 2001 г. опубликована статья «Первые псковские мастера светокопии». Автор — М. Проценко из Псковского музея-заповедника.

В публикации упоминается известный фотограф Отто-Иоганн Парли, который на рубежах-19 и 20 веков длительное время жил в Пскове. В 1898 г. он стал собственником фотоателье, расположенного в одноэтажном каменном доме на Сергиевской улице, напротив Анастасьевской церкви. Этого здания сейчас уже нет.

Ранее ателье принадлежало другому известному мастеру фотографии Ивану Васильевичу Дмитриеву, а после его смерти в 1886 году перешло во владение его вдовы Юлии Адамовне. Отто Иванович вначале был в ателье рядовым мастером, а затем хозяином.

М. Проценко в своей статье сетовала, что о жизни Парли сохранилось очень мало сведений. Однако сведения о судьбе О. И. Парли существуют.

Недавно мне встретились некоторые материалы, связанные с политическими репрессиями Отто Ивановича. Они под № С — 7296 находятся на хранении в управлении Федеральной службы безопасности (УФСБ) РФ по Псковской области. Фактически это не архивное уголовное дело, а наблюдательное производство (переписка) по заявлениям с просьбой освободить Парли из-под стражи, к ним приобщены и копии некоторых документов из самого уголовного дела по обвинению Отто Ивановича (так Парли называли в документах).

Из этих материалов усматривается следующее:

Парли Отто-Иоганн, 54-х лет, уроженец г. Риги, русский подданный, немец по национальности, фотограф, житель г. Пскова, арестован 18 марта 1921 года по подозрению в шпионаже.

Коллегия Особого отдела ВЧК охраны Эстонско-Латвийской Границы Республики в мае 1921 года постановила: «Парли Отто Ивановича за скупку и отправку за границу через шпионов николаевских и думских денег, сожительство и знакомство со шпионами заключить в Вологодский контрреволюционный лагерь сроком на пять лет.

Фотографическую мастерскую гр. Парли Отто со всей обстановкой и техническими приспособлениями передать через жилищный отдел по составлению соответствующей описи имущества Губнаобразу для временного пользования впредь до освобождения Парли; находящиеся в мастерской материалы передать через жилищный Отдел Губнаобразу, которому затребовать от Рабкрина оценку их и внести в Псковский Нарбанк на личный счет Парли соответствующую сумму за реквизированные товары».

Вот такое было принято по политическим мотивам решение органов ВЧК в отношении судьбы самого Парли и его имущества. Текст и орфография этих документов приведены без изменений и исправлений.

В сохранившихся документах нет сведений, куда дальше пошли деньги со счета в Нарбанке и как распорядилось следствие с 15400 руб. денег и золотой цепочкой от часов Парли, изъятых у него при обыске.

На предварительном следствии обвиняемому было предъявлено, что он является резидентом эстонской разведки, имеет своих личных агентов-осведомителей и конспиративные явочные квартиры. Имел связи с белогвардейцами, выступал сам как «ярый белогвардеец». Является крупным валютчиком и «денежным спекулянтом». В обвинение включены и такие факты: что он фотографировал самого Булак-Балаховича и его офицеров, до революции был связан с жандармерией и фотографировал политзаключенных, а также в своем доме содержал шпионку (ретушерку) и сожительствовал с ней.

Сам Отто Иванович на всех допросах категорически отрицал свою «шпионскую деятельность» и пояснял, что жена его в 1918 г. с 19-летней дочерью уехала в Эстонию к своему брату, который проживал в Юрьеве. Туда он посылал деньги на их содержание. Подтвердил факты фотографирования белогвардейцев и политзаключенных.

И еще. В одном собственноручном заявлении в июне 1921 г. он указал любопытные обстоятельства из своей биографии: «В Пскове я прожил 28 лет, занимаясь фотографией. В 1914 году меня как неблагонадежного, благодаря моему немецкому происхождению, монархия выслала в Олонецкую губернию, где я томился до революции 1917 года». Это заявление адресовано Председателю ВЦИК М. И. Калинину, в нем Парли умолял отпустить его досрочно из советского концлагеря, где он отбывает наказание. Ходатайствовали о его освобождении и администрация лагеря, и его брат (вероятно, двоюродный) Мобель Бруно Германович из пос. Быково Московской губернии. В виду таких настойчивых прошений, в том числе и в адрес «Всероссийского старосты» чекисты решили снизить осужденному меру наказания. Видимо, учитывали и немаловажные обстоятельства, что все выводы обвинения были основаны на оперативных данных, агентурных донесениях и различных домыслах, предположениях.

17 августа 1922 года Коллегия ГПУ постановила снизить срок наказания до 3-х лет содержания в концлагере.

Но Парли все же просидел под стражей все 5 лет, а 26 апреля 1926 года эта же Коллегия ГПУ постановила:

«По отбытии срока наказания Парли Отто Ивановича выслать через ПП ОГПУ (под конвоем) в Сибирь сроком на три года, считая срок с 17/8 — 25 г.».

Так по одному и тому же обвинению Отто Иванович получил два наказания: 5 лет концлагерей и 3 года высылки в Сибирь. Из имеющихся материалов дальнейшая его судьба не просматривается, надо полагать, сгинул он в сталинских лагерях, превратился в лагерную пыль, как миллионы таких же жертв политических репрессий того времени.

В августе 2001 г. прокуратура Псковской области на основании п. «б» ст. 3 Закона РФ от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» Парли Отто Ивановича полностью реабилитировала за отсутствием в его действиях состава какого-либо преступления.

А. И. ПУЗАНОВ, старший советник юстиции


ПСКОВСКАЯ МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ

В конце XIX — начале XX вв. в Псковской мужской гимназии учились будущие писатели, ученые, врачи, архитекторы, изобретатели, политические деятели, военные и т.д. Заметный след оставили Ю.Тынянов, В. Каверин, В. Обух, И. Кикоин, Л. Зильбер, Н. Антонов, К.Гей, Л. Поземский, Ю. Спегальский. О перечисленных здесь написано довольно много. Но есть выпускники или гимназисты, которые после революции оказались в эмиграции.

Константин Николаевич Давыдов (1877 — 1960 гг.). Прямой потомок героя 1812 г. Дениса Давыдова. Родился в г. Зубцово Тверской губернии, но учился в мужской гимназии, так как его отец, Николай Константинович, преподавал математику в кадетском корпусе и землемерном училище в Пскове.

В документах ГАПО находим сведения о том, что в 1896 г. гимназист К. Давыдов сдает выпускные экзамены. Юноша самостоятельно 4 года вел орнитологические наблюдения, результаты которых опубликовал в Трудах Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей. Он в этом же году поступил в университет, по окончании которого был направлен в Неаполитанскую зоологическую станцию для стажировки. С 1910 г. читая курс в университете, разработал курс по эмбриологии беспозвоночных, который принес ему мировую славу. В 1915 г. защитил докторскую диссертацию. В 1918 г. работал в Перми, где был избран профессором по кафедре зоологии. В 1922 г. эмигрировал, жил во Франции, участвовал в научных экспедициях в Индокитае. В 1949 г. К. Н. Давыдов был единогласно избран член-корреспондентом Парижской академии наук. Основной труд «Руководство по зоологии» издавался с 1949 г. по 1959 г. отдельными выпусками. Похоронен в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Георгий Николаевич Пио-Ульский (1864 — 1938 гг.). Родился в Пскове в семье преподавателя математики и космологии, который работал в мужской гимназии, а с 1861 по 1864 гг. был также и инспектором. Дальнейшее обучение проходило в Морском инженерном училище в Кронштадте и Морской Академии. С 1906 г. — профессор кораблестроительного отделения Петербургского политехнического института, созданного А. Г. Гагариным. Пио-Ульскому принадлежит фундаментальное исследование по проблемам проектирования паровых турбин. Он принимал участие в проектировании турбин для крейсеров «Кинбурн» и «Измаил», за что был награжден орденами Св. Станислава и Св. Анны I степени, а также получил чин генерала корпуса инженеров-механиков флота. В 1920 г. эмигрировал в Белград, где преподавал в университете. Георгий Николаевич создал учебное пособие по теории турбин, переведенное на все европейские языки. Он создал Музей машин, Союз русских инженеров, редактировал журнал «Инженер». Остался до конца дней непримиримым противником большевизма. Похоронен в Белграде.

ГАПО. ф. 8. оп. 1. д. 28., д. 12., д. 6., Памятная книжка Псковской губернии. 1895 г. Русское зарубежье. Золотая книга русской эмиграции. М. 1997.

Журналы для мужской гимназии Пскова в 1896 г: «Русский вестник», «Русская старина», «Русский архив», «Русская школа», «Вестник воспитателя», «Исторический вестник», «Философские записки», «Родник», «Мир божий», «Всемирная иллюстрация», «Наука и жизнь», «Детское чтение», «Детский отдых», «Художественный сборник», «Вестник Европы», «Вера и Разум», «Нива», «Научное обозрение». Газеты: «Правительственный вестник», «Новое время», «Санкт-Петербургские ведомости», «Русские ведомости», «Свет», «Псковские губернские ведомости», «Псковский городской листок».

ГАПО. ф. 8. оп. 1. д. 28. л. 62 — 63.

Материал подготовила М. Т. МАРКОВА


САЛЮТ, ПИОНЕРИЯ!

19 мая 2002 года исполняется 80 лет со дня создания детской коммунистической организации юных пионеров, или, как она называлась позже, Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.

История пионерской организации тесно связана с историей Советского государства. Первые пионерские отряды создавались на заводах и фабриках, в сельхозкоммунах и железнодорожных депо. Пионеры боролись с безграмотностью и беспризорностью, с предрассудками и мещанством. Лучшими литературными памятниками юным пионерам стали книги А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Рыбакова. В строю героев Великой Отечественной войны стояли пионеры-герои Лара Михеенко, Леня Голиков, Марат Козей. Пионеры 70-х играли в «Зарницу» и шли маршами по дорогам Октября, собирали металлолом для тракторов и макулатуру для учебников. Пионеры 80-х годов стали последним поколением, стоявшим в почетных караулах у Вечного огня и шагавшим по улицам города в колонне правофланговых отрядов.

Романтика пионерских костров, отрядных сборов, военно-спортивной игры «Зарница» незнакомы современным подросткам. Выросло целое поколение, которое не имеет своей детской организации. И причина не только в отсутствии объединяющей идеи, не в пассивности самих детей, а, возможно, в том, что, сломав идеологизированную систему детского воспитания, государство не построило ничего нового.

А ведь необходимость создания детских организаций, воспитание коллективизма, патриотизма, ответственности через самоуправление, через приобщение к управлению детским коллективом сейчас, через 10 лет после ликвидации пионерской организации, понятна многим педагогам и родителям.

Руководителями пионерских дружин, вдохновителями многих интересных и полезных дел были старшие пионервожатые. Сейчас нет такой должности в школах, да и это была не просто должность, а состояние души. Вожатыми работали люди увлеченные, энтузиасты, для которых ребята были единомышленниками, друзьями. Мне посчастливилось работать вместе с замечательными старшими пионерскими вожатыми дружин города Пскова: Павловой Натальей (школа № 12), Галыгиной Натальей (школа № 18), Рогаткиной Ларисой (школа № 2), Царевой Аллой (школа № 4), Рубан Мариной (школа № 7), Куненковой Людмилой (школа № 9), Павлюченко Галиной (школа № 10), Владимировой Надеждой (школа № 11), Подъячевой-Верой (школа № 17), Будариной Еленой (школа № 22). Все они были и остаются педагогами с большой буквы: старшая пионервожатая школы № 15 Емельянова Вера Васильевна возглавляет Главное управление образования области, старшими пионервожатыми были директор школы № 3 г. Пскова Бараусова Галина Сергеевна, специалисты управления образования г. Пскова Майорова Тамара Георгиевна и Петрова Надежда Михайловна. Скольких лидеров, организаторов воспитали они в советах дружины, сколько людей, ставших теперь мамами и папами, с теплотой вспоминают свое пионерское детство!

Пионерская организация ушла в историю. Государственный архив новейшей истории Псковской области бережно хранит документы о ее деятельности и предоставит их для изучения и получения положительного опыта, который, несомненно, будет востребован в XXI веке.

Представленные в публикации документы даны в сокращении, сохранена стилистика текста.

Директор Государственного архива новейшей истории Псковской области САЛКИНА Ольга Владимировна

ПОДБОРКА ДОКУМЕНТОВ ПО ИСТОРИИ ПСКОВСКОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Невельскому уездному бюро юных пионеров Витебской губ.

В некоторых отрядах и звеньях пионеров замечается построение отдельно мальчиков и отдельно девочек. Такое построение противоречит основам коммунистического воспитания и пионерского движения. Нужно эту ненормальность исправить.

Некоторые отряды заводят членские карточки и удостоверения, губбюро считает введение таковых преждевременным и предлагает вести учет по формам, указанным в примерном плане. Согласно предложениям пионеров салют, указанный в Положении ЦеКа, отменяется. Вместо него утвержден следующий салют: правая рука с тесно сложенными пальцами ладонью вперед и влево подносится к середине лба над уровнем головы.

Объяснение салюта: 5 пальцев — 5 стран света, в которых имеются и борются пионеры, поднятие руки над уровнем головы — интерес общества выше личных интересов.

Постановлением ЦеКа все организации юных пионеров получают название ВЛАДИМИРА ИЛЬИЧА ЛЕНИНА…

Зам. секретаря губкома РКСМ ЗЛАТКИН

Секретарь Губбюро ДКГ ХЕЙФЕЦ

9 февраля 1924 года Фонд №7611, оп. 1, д. 20, л. 9

ЦИРКУЛЯРНО

Всем укомам и райкомам РКСМ Витебской губернии, убюро ДКГ

«Об Октябринах»

«Советские крестины» и «Октябрины» входят в обычное явление, но по-прежнему остаются необходимыми для внедрения в среду пролетариата нового быта.

Пионерские организации также должны принимать видное участие в проведении «Октябрин». Участие может быть выражено в следующем:

  • Местные организации пионеров, выступая и приветствуя новорожденных и их родителей, должны указать на отличие воспитания пролетарских детей в буржуазном обществе от пролетарского воспитания в «Отрядах юных пионеров», в трудовых школах и детских домах. Желательно, чтобы на приветствии выступали сами пионеры.
  • Принятие новорожденных кандидатами в пионеры с выдачей удостоверения о том, что обязывает, с одной стороны, помнить родителям, что они ответственны за воспитание детей перед обществом, и, с другой стороны, они должны напомнить пионерским организациям об их обязанности следить за воспитанием детей.
  • Ознакомление родителей с работой пионеров для того, чтобы наглядно показать методы воспитания детей.

Вся эта работа обязывает пионеров вести себя лучше дома, следить за своим поведением и воспитывать своих младших братьев и сестер.

Секретарь губкомола НУСИНОВ Секретарь губбюро ХЕЙФЕЦ 22 февраля 1924 года

Фона № 7611, оп. 1, д. 20, л. 12

ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ
юных пионеров Невельского отряда. (Из орг. положения о юных пионерах ЦБ (Центрального Бюро) Деткомгрупп.)

ЗАКОНЫ:

  1. Пионер верен делу рабочего класса.
  2. Пионер — младший брат и помощник комсомольцу и коммунисту.
  3. Пионер — товарищ пионерам и рабочим ребятам всего мира.
  4. Пионер трудолюбив и настойчив.
  5. Пионер смел, честен и правдив (его слово, как гранит).
  6. Пионер здоров, вынослив и никогда не падает духом.
  7. Пионер стремится к знаниям (знание и учение — сила в борьбе рабочего класса).
  8. Пионер свое дело делает быстро и аккуратно.

ОБЫЧАИ:

  1. Пионер встает рано утром, моет руки, шею, уши, чистит зубы, вытирает тело, делает гимнастику.
  2. Пионер встает, пьет, ест и работает в урочное время, всегда знает, которое сегодня число и какой идет час.
  3. Пионер дорожит своим и чужим временем.
  4. Пионеры пишут и говорят коротко, они знают, что празднословие — признак безделья.
  5. Пионеры всё делают сами. Умеют работать при любых условиях, находят выход при всех обстоятельствах.
  6. Пионер может работать топором, зубилом, молотком, рубанком, он умеет включать и выключать моторы.
  7. Пионер бережлив к общественному имуществу, аккуратно относится к книгам, принадлежностям мастерских, к своей одежде.
  8. Пионеры охраняют здоровье других. Они следят за чистотой, не сорят, не плюют на пол.
  9. Пионеры не курят и не пьют (вино и табак — яд).
  10. Пионеры не ругаются. Ругается или раб, или господин.
  11. Пионеры не держат руки в карманах. Это вредная привычка.

ДЕВИЗ:

«К борьбе за рабочее дело будь готов!». Ответ: «Всегда готов!»

ОСНОВНОЙ ЛОЗУНГ: 

«Смена смене идет». Фонд № 7611, оп. 1, д. 20. л. 21.

ВНЕШНИЕ АТРИБУТЫ:

  1. Все члены организации юных пионеров носят единую форму: летом — блузу, короткие трусики у мальчиков и юбку до колен у девочек. Желательно, блузу защитного цвета, а трусики или юбку темного. Зимой: трусики, застегиваемые ниже колен, верхняя фуфайка-свитер и шапка-сибирка с длинными ушами, вязаный шлем.
  2. Все члены организации юных пионеров носят красную косынку в виде галстука. Фонд № 7611, оп. 1 , д. 20, л. 44.

ДНЕВНИК
двухнедельной лагерной жизни юных пионеров гор. Великие Луки (дается в сокращении).

30 июня есть первый день нашего пребывания в лагере. Приехав на место, ребята совсем не ожидали встретиться с такой обстановкой. Те комнаты, в которых мы должны были жить, были грязны, кругом окутаны паутинами и пылью, коек не было. В ночь от 29 на 30 ребятам пришлось спать на полу.

Кроме этого, неулаженность с провизией в первый день. Всё это у ребят понизило бодрость и настроение, и у большинства ребят создалось плохое впечатление о дальнейшем пребывании нашей лагерной жизни. Но живая пионерская натура, подбодренная окружающей свежей зеленью природы и подталкиваемая ещё более плохой обстановкой, быстро зашевелилась. Ребята живо поняли сущность выхода из данных условий и, разделив труд, дружно принялись за работу. Освободив комнаты от полуразрушенных коек, девочки дружно начали мыть, обтирать пыль и паутину. Одна группа мальчиков таскала девочкам воду, другая пошла в близкие деревни узнать о провизии. Остальные пошли в Насву закупать продукты. К двум часам всё было сделано. После обеда опять закипела работа. Группа ребят пошла разбивать и ворочать сено, скошенное для матрасов. Вторая группа более старших ребят дружно взялась за починку поломанных кроватей… Первый день нашей лагерной жизни закончился лагерным сбором, на котором ребята выбирали хозяйственную и санитарную комиссию и говорили о недостатках, которые в течение нашего первого дня были выявлены.

И наконец в десять часов вечера по режиму дня, которому мы должны подчиняться, уложили нас в кровати (хотя, правда, в жесткие, так как сено еще было не готово), и мы заснули…

Здесь необходимо отметить, что уже на второй день нашего пребывания в лагере, когда ребята познакомились с окружающей природной местностью и обстановкой, вот все это новое, со свежим ароматом, веющим с лугов воздухом овладело нашим веселым, живым детским организмом. И ребята, которые в первый день готовы были ехать домой, говорили:

«А сколько мы здесь будем? Вот бы побольше пожить здесь». В четвертый день нашего пребывания в лагере, то есть 3 июля, был дождь, поэтому наш распорядок дня полностью провести было нельзя. В промежутки, когда не было дождя, ребята играли в рюхи. В этот дождливый день, более свободный в крестьянстве в летнее время, пришли крестьянские ребята. И нашим ребятам большое удовольствие доставило играть с деревенскими ребятами в лапту. Большую часть дня ребята играли в комнатные игры, коллективно читали или что-либо рассказывали. Среди девушек большой авторитет в тот день имела игра в камушки. Надо сказать, что хотя погода была дождливая, но ребята были в веселом настроении. Вечером был сбор лагеря, на котором было 16 учеников школы крестьянской молодежи, так как у них как раз была конференция. Секретарь ячейки ВЛКСМ этой школы делал беседу «Что такое школа крестьянской молодежи и её задачи и значение». После чего ребята играли в комнатные игры, пели песни и под рояль вместе со школьниками плясали русского…

Трудовые часы у нас были заняты следующими работами: 6 звено посыпало рассаду нюхательным табаком, 4 и 8 звено пололи грядки. Одно звено было дежурное и ходило в город за продуктами. В свободное время, как и в другие дни ясной погоды, были заняты играми в волейбол, рюхи, в красные и белые. Особенное преимущество имела стрельба из луков…

Вожатый отряда КОЛПАКОВ 1927 год

Фонд № 7610 Великолукский уездный комитет ВЛКСМ, оп. 1, д. 27, л. 122 — 125.

© Стерх, 2002.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *