Прославление Александра Невского в дореволюционном Пскове (Н.Ф.Левин)

В переводе с греческого языка имя Александр означает «защитник людей». Великий князь Владимирский и князь Новгородский Александр Ярославич полностью оправдал своё имя, «много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за всё великое княжение отдавая живот свой и за православную веру».

Эти слова летописца подчёркивают, как много сделал, в частности, для Пскова замечательный полководец древней Руси Александр Невский. Тогда Псковская земля нуждалась в защите. Псков и Изборск захватили крестоносцы. Новгородцы понимали, что опасность нависла и над ними, призвали на помощь молодого князя Александра, уже прославившегося победой над шведами в битве на Неве. На исходе зимы 1242 года войска Александра Невского «изгоном» — внезапным ударом выбили немецких рыцарей из Пскова. Сражение, получившее в истории название «Ледовое побоище», завершилось разгромом врага на льду Чудского озера.

Что сказал Александр Невский?

В память этой победы на высокой южной стене псковского Кремля, называвшейся в древности «Персями» (грудью города), несколько десятилетий висит аллегорическое кованное сооружение, созданное псковским реставратором Всеволодом Петровичем Смирновым. На огромном прямоугольном щите изображена псковская крепость и вычеканены слова: «КТО С МЕЧОМ К НАМ ПРИДЁТ, ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ». Эти слова восходят к библейскому тексту Евангелия от Матфея. Однако большинство наших современников убеждены, что, вернувшись после битвы в освобождённый Псков, Александр Невский сказал отпускаемым пленникам:

«Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля!»

Конечно, слова замечательные. Они прекрасно отражают патриотические настроения россиян. Но произнёс их не Александр Невский, а известней советский артист Николай Черкасов, и не 750 с лишним лет тому назад в Пскове, а лишь перед Великой Отечественной войной на фоне декораций древнего Пскова в кинофильме «Александр Невский», снятом по сценарию Сергея Эйзенштейна и Петра Павловского. Хранившаяся в Синоде летопись, названная учёными Второй псковской, сообщает, что Александр Невский обратился не к пленным, а к псковичам:

«В лето 6750 (1242)… И тако клятвою извеща псковичем, глаголя: аще кто и напоследи моих племенник прибежить кто в печали или так приедет к вам пожити, а не приимете, не почьстете его акы князя, то будете окаанни…»

Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» перевёл этот старославянский текст на современный язык не дословно, но по смыслу достаточно точно и деликатно: «О псковитяне! Если забудете Александра, если самые отдалённые потомки мои не найдут у вас верного пристанища в злополучъи: то вы будете примером неблагодарности».

Эти слова Александра Невского звучат, как прощальные. Однако совсем покинуть псковскую землю ему не пришлось. Тогда юго-западный край новгородско-псковской земли часто подвергался грабительским набегам дружин отдельных литовских князей. Тем же летом Александр Невский выступил против них и разбил один за другим семь литовских отрядов. Летописец отметил: теперь и литовцы «начаша блюстися имени его».

Однако в 1245 году литовские князья объединились и крупными силами дошли до Торжка и Бежецка. Князь Ярослав Владимирович, изменивший в 1240 году псковичам и прощённый Александром Невским, с большими потерями оттеснил их, но литовцы укрылись в Торопце. Невскому с новгородцами пришлось поспешить на помощь. Этот город, ставший позднее в Псковской губернии уездным, был памятен Александру: здесь в 1239 году он венчался с Александрой Брячиславной, дочерью полоцкого князя. Теперь Невский взял Торопец приступом.

С отбитыми пленными и добычей основные силы новгородцев вернулись домой, а князь с дружиной нагнал и уничтожил врагов у Жижицкого озера. На обратном пути он обратил в бегство другой крупный отряд литовцев, встреченный у местечка Усвят. На несколько лет их набеги прекратились.

По заветам Александра Невского.

Выполняя наказ Александра Невского, псковичи не раз призывали и принимали его потомков и родственников.

В 1252 году его брата Андрея Ярославича татары разгромили в бою под Переяславлем, и некоторое время он скрывался в Пскове, а затем бежал в Швецию. Через год их младшего брата Ярослава псковичи пригласили на княжение.

Второй сын Александра Невского — Василий тогда княжил в Новгороде. Узнав о возобновившихся набегах литовцев, он нагнал и разгромил их под Торопцом. В это время немцы впервые после Ледового побоища напали на Псков. Горожане заперлись в крепости, а затем вместе с подоспевшим во главе новгородцев Василием Александровичем обратили врагов в бегство. В 1257 году князь Василий поддержал попытку новгородцев воспротивиться сбору ордынской дани. Отец осудил безрассудное выступление, и Василий бежал в Псков. Александр Невский утихомирил Великий Новгород, забрал Василия из Пскова, лишил новгородского стола и отправил в Суздаль.

Тесные отношения связывали псковичей с другим сыном Невского — Дмитрием. Ещё мальчиком отец посадил его на новгородское княжение вместо Василия. В 1262 году новгородцы, псковичи и полочане во главе с Ярославом Ярославичем, Дмитрием Александровичем и полоцким князем Товтилом приступом взяли три стены Юрьева (Дерпта) и вернулись с богатой добычей. Еще более крупный поход русские князья, в том числе Дмитрий Александрович с новгородцами и Довмонт с псковичами, совершили в феврале 1268 года, разгромив рыцарей под Раковером. Позднее Довмонт-Тимофей женился на дочери Дмитрия Александровича Марии, внучке Александра Невского.

Великокняжеский стол во Владимире Дмитрий Александрович занимал с 1276 года 18 лет, но дважды ему пришлось бежать от татарских войск.

Его младший брат Андрей вопреки древним обычаям о переходе княжеской власти по старшинству выпросил у монгольского хана ярлык на великое княжение и в 1282 году привёл с собой ханских воинов, которые попутно грабили русские земли. Дмитрий Александрович укрылся в каменной крепости Копорье, построенной им двумя годами раньше на новгородской земле. Недовольные новгородцы осадили её, и только благодаря помощи дружины князя Довмонта Дмитрию Александровичу удалось перебраться в Псков. Взяв копорскую крепость, новгородцы срыли её.

Вскоре Дмитрию Александровичу удалось вернуть великокняжескую власть. Продолжая свои происки, брат Андрей через 11 лет, в 1293 году, опять навёл на Русь ханские войска. Великий князь Дмитрий вновь укрылся в Пскове у дочери Марии и надёжного зятя Довмонта-Тимофея. Местный летописец как всегда был краток: «В лето 6801 князь великий Дмитрий Александрович прибеже в Псков; и прияше и честно».

Все эти редко рассказываемые события псковской истории показывают, что псковичи честно выполняли завет Александра Невского о помощи близким. К тому же они свидетельствуют, что уже в XIII веке Псков вёл довольно самостоятельную политику и играл заметную роль в истории древней Руси. Еще более независимую позицию он занимал в следующем веке.

Внук Александра Невского — князь Юрий (Георгий) Данилович, боровшийся с тверскими князьями за великое княжество Владимирское, по пути из Новгорода в 1322 году потерпел поражение, бежал в Псков, и «прияша его псковичи с честию от всего сердца». Он был здесь при нападении ливонских рыцарей, а затем вернулся в Новгород. Летописец с упрёком отметил, что при следующей осаде города немцами в марте 1323 года «князь велики Юрьи и новгородцы не помогоша».

В 1327 году ярлык на великокняжеский стол получил Александр Михайлович тверской — внучатый племянник Невского. Однако вскоре в Твери перебили всех ордынцев, и с приближением татарского войска князю пришлось бежать. Новгородцы не решились принять его, и князь нашёл пристанище в Пскове. Ордынский хан приказал новому великому князю Ивану Даниловичу Калите (брату Юрия) найти беглеца. Послы от многих русских князей явились в Псков и пытались уговорить Александра Михайловича поехать в Орду, но псковичи поклялись сражаться за него. Их не испугало ни приближение войск Ивана Калиты, ни церковное проклятие митрополита Фе-огноста. Чтобы избавить Псков от таких напастей, тверской князь сам уехал в Литву к Гедимину, женатому на его сестре, оставив на попечение псковичей свою жену с детьми. Через 18 месяцев от вернулся в Псков и «псковичи прияша его честно и посадиша его на княжение». Александр Михалович княжил здесь до 1337 года. При нём псковичи и изборяне поставили новую каменную крепость в Изборске на Жеравьей горе, а также была принята знаменитая «Псковская судная грамота».

Такое благородство и мужество псковичей вызывало восхищение русских историков Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева…

Псковские редакции Жития Александра Невского.

По мнению учёных, во времена княжения Дмитрия Александровича появилось первое литературное жизнеописание его прославленного отца. Оно было составлено в Рождественском монастыре великокняжеского города Владимира, в котором 23 ноября 1263 года похоронили Александра Невского.

Естественно, что псковичи вскоре познакомились с этим жизнеописанием Александра Невского. Его список не мог не храниться в семье князя Довмонта и Марии Дмитриевны, он не раз переписывался в Пскове. Известны тринадцать списков первой редакции Жития Александра Невского, четыре из них — псковские.

Около 1486 года псковичи составили новый летописный свод — упомянутую Псковскую 2-ю летопись. Два первых листа посвящены в ней краткой истории Киевской Руси. А дальше почти восемь листов летописи, написанных с обеих сторон, занимает «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». Эта редакция Повести имеет немало своеобразных отличий, доказывающих, что псковичи не просто переписывали текст, но и вносили в него уточнения и дополнения. В частности, они сделали описание Ледового побоища столь же значительным, как и рассказ о Невской битве. Многотомная дореволюционная энциклопедия Брокгауза отмечала, что Псковская 2-я летопись содержит самый полный текст сказания об Александре Невском. Поэтому составители «Всемирной литературы» в двухстах томах взяли за основу этот псковский текст Жития Александра Невского.

В конце XV века был составлен и рукописный сборник, обнаруженный псковским краеведом К.Г.Евлентьевым в библиотеке Псково-Печорского монастыря. В нём Житию Александра Невского предшествовало ранее неизвестное, впервые найденное на псковской земле выдающееся произведение древнерусской литературы — «Сказание о погибели Русской земли». Так псковичи стремились увековечить в сознании земляков память об Александре Невском ещё до его официального религиозного прославления.

Святые мощи Александра Невского были обретены в 1380 году, перед Куликовской битвой, когда русским воинам был нужен вдохновляющий исторический пример. Его нашли в полководческих подвигах Александра Невского — прадеда Дмитрия Донского. По церковным преданиям, накануне Куликовской битвы у гробницы в Рождественском монастыре сами собой зажглись свечи и князь Александр восстал из гроба, благословляя своего правнука. По указанию митрополита гроб откопали и нетленные мощи князя переложили в открытую раку.

Младший сын Александра Невского -Даниил стал первым московским князем. При Иване Грозном, как прямом потомке Даниила Александровича в восьмом поколении, на Московском соборе 1547 года для прославления династии благоверный великий князь Александр Ярославович был официально причислен к лику святых.

Легенды и были о первых храмах во имя Александра Невского.

Таким образом, до середины XVI века на Руси не было и не могло быть храмов, посвящённых святому князю Александру Невскому.

Дореволюционный псковский краевед Фёдор Алексеевич Ушаков предполагал, что свою первую церковь во имя новообретённого святого псковичи поставили вскоре после прославления Александра Невского Московским собором. В «Описании к сборному плану г. Пскова» (1901 г.) он перечислил все когда-либо существовавшие здесь древние храмы, упомянутые в летописях, документах, на планах и чертежах города, и назвал под 1566 годом среди загородных церквей «святого Александра Невского Сретенский монастырь», добавив в примечании: «неизвестно где». При этом Ушаков явно воспользовался известным трудом митрополита Евгения Болховитинова «История княжества Псковского» (1831 г., ч.III), содержащим хронологический Список упразднённых монастырей. В нем указан и «Сретенский Александров, женский, во Пскове упоминается 1566 года. Он разорён во время нападения Баториева 1581 года».

Определить местонахождение этого монастыря помогает пятый том «Сборника Московского архива Министерства юстиции» (Москва, 1913 г.). Он имеет подзаголовок «Псков и его пригороды» и содержит Писцовые книги 1585-87 годов с описанием оброчных статей и окрестных земель. В них четыре раза указаны земельные владения Сретенского монастыря и отмечено его местонахождение: «за Великими воротами», «из Застенья, что у Великих ворот». Становится понятным, почему монастырь был разорён при нашествии Батория: он располагался за пределами крепостных стен, неподалёку от Великих ворот, против которых находились основные силы нападавших и вёлся сильный артиллерийский обстрел.

Писцовые книги не добавляют монастырю Сретенья Христова второго названия «Александров». И Болховитинов называет его проще, чем Ушаков: «Сретенский Александров», т.е. не связывает с именем Александра Невского. К тому же мало вероятно, что в загородном, малоизвестном монастыре успели после 1547 года построить ещё и вторую церковь, посвятив её во имя Александра Невского. По псковским традициям монастырь мог получить второе, дополнительное название не в честь второго храма и не в честь святого, а по имени своего основателя или крупного вкладчика. Таких обителей в Пскове было немало: Спасский Надолбин, Иоанна Златоуста Медведев, Григория Богослова Путятин, Святого Духа Иглин…

Другая загадка о существовании псковской церкви святого Александра Невского появилась после издания известным архивистом Николаем Николаевичем Оглоблиным «Обозрения историко-географических материалов XVII-XVIII веков, заключающихся в книгах Разрядного приказа» (Москва, 1884 г.). Там в списке имён Сметной книги Пскова 1699 года указан дьячок храма Александра Невского. Через три года эти сведения повторились в более популярной книге историка и писателя Дмитрия Ивановича Прозоровского «Новгород и Псков по летописям, с дополнениями по другим источникам» (СПб, 1887 г.). Между тем, ни один историк древнего Пскова даже не упоминает об отдельно стоящей церкви во имя Александра Невского. Очевидно, речь идёт о дьячке, приставленном к приделу Псковского кафедрального Троицкого собора.

Именно в 1699 году псковичи закончили строить и освятили величественный двухэтажный каменный Троицкий собор в Кремле. В «Историко-статистическом описании Псковского кафедрального собора», составленном инспектором Псковской духовной семинарии А.С. Князевым (Москва, 1858 г.), отмечено, что на втором этаже имеются два придела: северный во имя Александра Невского и южный — св. Всеволода-Гавриила.

Придельный храм в память об Александре Невском не случайно был устроен в Троицком соборе именно тогда, при Петре Великом. Будущий император немало сделал для прославления этого полководца древности. Возвеличивая свою новую столицу, он осенил её именем Александра Невского, разгромившего шведов на невских берегах. 30 августа 1724 года Пётр Первый лично перенёс святые мощи князя из Владимира в петербургский монастырь, ставший в 1797 году Александро-Невской лаврой.

Своего второго сына, родившегося 3 октября 1691 года, он назвал Александром. К несчастью, с сыновьями Петру I не повезло: старшего, наречённого в честь деда Алексеем, пришлось казнить; второй (Александр) не прожил и восьми месяцев.

12 декабря 1777 года у великого князя Павла Петровича (будущего Павла I) родился старший сын. С согласия императрицы Екатерины Великой его окрестили во имя святого князя Александра Невского. В 1801 году после дворцового переворота Александр I вступил на престол. День тезоименитства императора — 23 ноября, установленный в память о погребении во Владимире его небесного покровителя, стал ещё популярнее и широко отмечался в России. Почти в каждой семье мальчиков называли Александрами. Строились новые Александро-Невские храмы.

Домовая церковь при тюремном замке.

И псковичи, имевшие особые основания для почитания Александра Невского, не отставали в прославлении его.

Как раз в начале царствования Александра I во Пскове велась перестройка тюремного замка. До этого в центре деревянного острога перед караульней находилась часовня. В 1804-5 годах при постройке каменного здания тюрьмы в нём за казённый счёт устроили и домовую церковь во имя святого Александра Невского. А при капитальном ремонте тюремного здания, проводившемся с сентября 1841-го по октябрь 1842 года, домовую церковь разместили так, чтобы заключенные могли посещать её, не выходя из здания.

По просьбе первого церковного старосты храма Василия Афанасьева на средства, пожертвованные разными лицами, в 1868-70 годах помещение домовой церкви расширили настолько, что в ней могли находиться до 160 заключённых. При этом пристроили полукруглый алтарь, позолотили иконостас, раскрасили стены, на икону святого Александра Невского сделали серебряную ризу. Тогда же епархия назначила для этой церкви самостоятельного штатного священника, который не только вёл богослужение, но и не менее двух раз в неделю посещал арестантов «для их назидания». К тому же в коридоре, из которого был вход в домовую церковь, самую большую камеру отвели под школу для обучения неграмотных арестантов.

Домовой храм не имел колокольни. Поэтому при надстройке в 1887-88 годах второго этажа над главным корпусом тюремного замка подрядчик Карл Гельдт поставил на лицевой стороне здания аккуратную звонницу. На ней разместили три колокола: один большой в 7 пудов 10 фунтов (116 кг) и два малых по одному пуду.

Кроме домовой церкви, в 1873 году левее входа в тюремный замок на средства, пожертвованные псковским вице-губернатором князем Александром Павловичем Урусовым, была построена небольшая полукаменная часовня. Такую же часовню поставили тогда и правее входа в Арестантское Исправительное отделение на Кахановском бульваре.

Ежегодно 23 ноября в тюремной домовой церкви отмечался престольный праздник. На нём иногда присутствовали епископ, вице-губернатор, полицмейстер, а также благотворители — члены губернского попечительного комитета о тюрьмах.

Домовая церковь и Братство при гимназии.

При Александре Первом 2 июня 1808 года Главное народное училище в Пскове было преобразовано в губернскую мужскую гимназию. (В память об этом через сто лет по Высочайшему повелению её стали именовать Псковской императора Александра I Благословенного гимназией.) Долгое время она не имела своей церкви, и гимназистов на богослужение водили в соседние храмы: то в церковь Георгия со Взвоза, то к Успению на Полонище.

В конце 1855 года гимназия перебралась в новое, специально для нее выстроенное трёхэтажное здание напротив Успенской церкви. (Сейчас там размещается 1 -я средняя школа.) Однако в нём не предусмотрели особого помещения для домовой церкви, хотя в дворянском пансионе гимназии весь учебный год жили десятки гимназистов.

Через четыре года новый император Александр II во время пребывания в Пскове посетил гимназию. Он согласился, что ей нужна отдельная церковь. Однако епархиальное руководство отказалось передать в ведение гимназии весь Ново-Успенский храм, предложив более отдалённую церковь Иоакима и Анны. Выход нашёл учитель Закона Божия протоиерей Григорий Иванович Тарасов, посоветовав устроить домовую церковь в обширном зале пансиона на третьем этаже. По просьбе директора гимназии Александра Николаевича Яхонтова попечитель Петербургского учебного округа получил Высочайшее разрешение на открытие домовой церкви, впрочем не выделив средства на её оборудование.

Незадолго до этого губернский предводитель дворянства барон Александр Борисович фон-Фитингоф-Шель был избран почётным попечителем гимназии. Он пожертвовал тысячу рублей на ремонт и оборудование зала, подарил два священнических облачения и церковные сосуды. Выбор небесного покровителя для нового храма был естественным: гимназии покровительствовали оба императора Александра, так звали директора и почётного попечителя. 6 декабря 1862 года домовую церковь гимназии освятили во имя их общего ангела, святого благоверного великого князя Александра Невского.

8 мая 1864 года Александр II утвердил «Основные правила для учреждения церковных Братств», имевших целью заботиться о храмах и помогать нуждающимся прихожанам. Протоиерей Г.И.Тарасов и новый директор гимназии Авенир Федорович Веревкин решили создать такое Братство при гимназической церкви, убедившись, что немало горожан готовы материально поддержать это доброе дело. Губернатор одобрил разработанный ими устав Александро-Невского Братства и епископ Павел 4 декабря 1869 года утвердил его. Через три дня, после божественной литургии в церкви гимназии, провели первое общее собрание членов Братства.

Эта благотворительная организация собирала членские взносы, получала пособие от губернского земства, епархиального духовенства, псковского дворянства, земского банка, устраивала платные публичные лекции… Собранные за год 2-3 тысячи рублей распределялись между учебными заведениями города, а те помогали нуждающимся ученикам покупать одежду и обувь, вносить плату за обучение.

Часовня при Александровской городской богадельне.

19 февраля 1880 года в России широко и торжественно праздновалось 25-летие царствования императора Александра II, названного в народе за крестьянскую реформу Царём-Освободителем. Готовясь отметить это событие, Псковская городская дума в заседаниях 17 января и 9 февраля 1880 года постановила построить новый дом для богадельни, ютившейся в тесном, сыром помещении, впредь именовать её Александровской, увеличить число призреваемых в богадельне с 30-ти до 45-ти, открыть при ней сиротское отделение на 10 мальчиков — круглых сирот городских жителей.

Пока думская комиссия выбирала подходящее место для нового здания, а городской архитектор готовил несколько вариантов его проекта, 1 марта 1881 года императора злодейски убили народовольцы. Через 7 дней городская дума решила в память о погибшем монархе возвести при Александровской богадельне часовню во имя святого благоверного князя Александра Невского, а предполагаемое сиротское отделение увеличить ещё на 10 мальчиков.

Строительство нового здания требовало значительных средств. Несколько домовладельцев предложили взамен приобрести для богадельни их дома. 14 января 1882 года городская дума приняла иное решение: приспособить под богадельню принадлежавший городу каменный двухэтажный дом на Ольгинской набережной (теперь на этом месте долго строится гостиница «Интурист»). Это здание в 1873 году город выкупил у вдовы чиновника Екатерины Нарбут под солдатские казармы и оно наконец освободилось от воинского постоя.

За предусмотренные сметой на ремонт и приспособления здания 1762 рубля подрядчик не нашёлся. Работы принял на себя почётный попечитель богадельни, купец первой гильдии Василий Николаевич Хмелинский. Он приступил к ремонту в сентябре 1882 года, продолжал работы и в зимнее время, сделал за свой счёт парадную лестницу с чугунными перилами и другие сверхсметные улучшения, выстроил кирпичную часовню, расширив на треть ее площадь.

Для этой часовни городская управа заказала в столице иконы Александра Невского, а также таких почитаемых в Пскове святых, как княгиня Ольга Российская и Всеволод-Гавриил. Для них в стене напротив входа сделали ниши. Освящение богадельни и часовни состоялось 15 августа 1883 года, в день Успения Божией Матери. «Псковский городской листок» назвал постройку нового, просторного помещения для Александровской городской богадельни с сиротским отделением и часовней светлой страницей в истории города и нашей думы.

Часовня при паровозном депо.

Ещё одну часовню во имя Александра Невского построили в воспоминание об императоре Александре II при паровозном депо станции Псков, находившемся за железнодорожными путями напротив главного здания вокзала. Наиболее торжественное богослужение проводилось там 29 августа, в канун праздника, установленного Святейшим Синодом в память о перенесении мощей из Владимира в столицу. Староста при часовне А.Шатохин обычно извещал сослуживцев и соседей о предстоящем престольном празднике через местные газеты. В этот день служили панихиду по императору Александру II и Александру III и молебен святому благоверному князю Александру Невскому.

Кроме того, «Псковский городской листок» в хроникёрской заметке от 21 марта 1899 года под названием «Успешное дело» сообщил, что 30 августа прошлого года по инициативе настоятельницы Псковского Иоанно-Предтеченского монастыря игуменьи Ювеналии на железнодорожной станции Псков в изящном дубовом киоте высотой 537 см. и шириной 195 см. поставлена двойная икона Иоанна Предтечи и Александра Невского. При ней находятся две монахини, продающие свечи, а накануне воскресных и праздничных дней совершаются всенощные бдения. Газета так внимательно следила за нововведенияем, что позднее сообщила о их временном прекращении с лета до 6 декабря 1899 года. «Псковская жизнь» 10 сентября 1909 года и «Псковские епархиальные ведомости» в № 8 за 1913 год уточняли, что киот с иконой находится в зале III класса вокзала. А в Отчёте Кирилло-Мефодиевского братства за 1913 год добавлялось, что перед этой иконой священники Поспелов и Шамардин совершали молитвенные богослужения с чтением акафистов и с беседами религиозно-нравственного и миссионерского характера.

Воинский храм Омского полка.

В октябре 1892 года 24-ю пехотную дивизию перевели из Финляндии в Петербургский военный округ. Штаб дивизии снял квартиру в Пскове на углу Архангельской и Петропавловской. 93-й Иркутский полк занял построенные полвека назад казармы на Кахановском бульваре Пскова, освобожденные 146-м Царицынским полком. Для приёма 94-го Енисейского полка Псковская городская дума заранее возвела каменное трёхэтажное здание на Запсковьи у Гремячей горы, а деревянные ротные казармы город поставил в начале Выползовой слободы и уездное земство — на Завеличьи в конце Конной улицы. 24-ю артиллерийскую бригаду разместили в Луге, 95-й Красноярский полк перебрался в Прибалтику, а 96-й Омский полк — в село Медведь Новгородской губернии, где были казармы аракчеевских военных поселений.

Такая разбросанность дивизии затрудняла работу штаба, и через год решили перевести Омский полк в Псковскую губернию, построив на казенные средства деревянные помещения для штаба, двух батальонов и офицерских квартир в г.Острове. Но Псковская городская дума на экстренном заседании 8 декабря 1893 года решила настаивать на переносе строительства в Псков, ссылаясь на то, что по желанию военного ведомства город за свой счёт построил казармы для Енисейского полка, войдя в ещё не оплаченные долги и заложив всё городское имущество, а также несёт расходы по отоплению и освещению казарм. Поэтому справедливее выделенные из казны 400 тыс. рублей на закупку строительных материалов, оплату работ потратить в Пскове, то есть размещать полк здесь. Приток войск выгоден для горожан, становится больше покупателей, заказчиков…

Город безвозмездно предложил и участок земли за речкой Мирожкой.

Поездка в столицу депутации городской думы увенчалась успехом. Строительные работы в Пскове начались в марте 1894 года, и уже в июне следующего года два батальона Омского полка пешим строем пришли в Псков.

Сразу встал вопрос о воинском храме. Епархия выделила для полка старинную каменную церковь святого Климента, папы Римского, находившуюся неподалёку, напевом берегу Великой. Но она была тёмной, холодной, маловместительной. К февралю 1898 года для богослужения дополнительно приспособили часть большой солдатской столовой.

Положение ещё более обострилось, когда в 1902-4 годах построили трехэтажные казармы и двухэтажные офицерские флигели, после чего в Псков перебрались остальные два батальона Омского полка. Понимая это, в феврале 1902 года главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного округа великий князь Владимир Александрович обратился в военное министерство с предложением построить для Омского полка свою отдельную церковь. Поскольку до конца 1904 года предполагалось вести строительство казарм, император распорядился «строить церковь в 1905 г.».

На строительство храма в этом году выделили 44 тысяч рублей, однако Псковский хозяйственно-строительный комитет по постройке церкви в Омском полку начал практическую работу лишь в 1906 году. На 7 января он через газеты пригласил «желающих впоследствии торговаться на постройку каменной церкви в Омском полку…для заявления своих цен на материалы и рабочих». Во втором таком приглашении — на 6 апреля — расшифровывался основной объём и особенности работы: кладка 389 тысяч штук кирпича, церковь снаружи не оштукатуривается, но предусмотрено ее украшение из тёсаного кирпича, фундамент из бутовой плиты на известковом растворе. Назначая торги на 10 октября, указали, сколько конкретно потребуется строительных материалов (в том числе 259 тысяч штук простого кирпича и 130 тысяч облицовочного).

Основой для строительства стал образцовый проект полковой церкви, «вместительной и недорогой», составленный в 1901 году гражданским инженером Фёдором Михайловичем Вержбицким и уже опробованный при сооружении в Луге храма Покрова Богородицы для артиллерийского полка.

К строительным работам приступили в апреле 1907 года, а торжество закладки церкви состоялось 11 июня. В первый год ее успели возвести вчерне. Газета «Псковский голос» 25 июля 1908 года упомянула фамилию подрядчика С.Гусева, который ведёт споры с войсковой комиссией. Строительная комиссия позаботилась и о внутреннем убранстве храма. Резной иконостас из орехового дерева заполнили копиями икон Александра Невского, Ольги Российской, князя Владимира и других святых, написанных знаменитым художником В.М. Васнецовым для Владимирского собора в Киеве, внутренние стены украсили другие картины на религиозные темы.

В субботу 4 октября 1908 года в 9 часов утра архиепископ Псковский и Порховский Арсений (Авксентий Георгиевич Стадницкий) приступил к освящению храма Омского полка во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. В заключительном слове он объяснил молящимся «религиозно-нравственное значение храмов для воинов», а полковой священник Евлампий Иванович Щёкин произнёс поучение. Стройно пел архиерейский хор. Торжество освящения закончилось завтраком для приглашённых в офицерском собрании полка.

Газетная заметка «Псковского набата» за 22 апреля 1924 года ярко рисует судьбу храма после революции. Всё сразу говорит подзаголовок: «Была церковь — теперь клуб». Иллюстрации показывают, что к тому времени сломали стройную шатровую колокольню храма, убрали кресты с церковной главы и с небольших столбиков на краю крыши. Внутри ничто не напоминало о былом: вместо иконостаса в алтаре соорудили сцену, развесили плакаты, лозунги и портреты вождей, в том числе над выходом — народного комиссара по военным и морским делам Льва Троцкого.

Окрестные жители долго не могли привыкнуть, что в бывшей церкви находится «революционный красноармейский театр». Подходя к зданию, они по привычке снимали шапки, крестились и шептали: «Спаси, Господи, и помилуй!».

Часовня на Братской могиле Мироносицкого кладбища.

На основании решений Псковской городской думы от 11 сентября 1896 года и 10 июня 1897 года на Завеличьи к Мироносицкому кладбищу прирезали две десятины земли. Половину из них отдали для захоронения умерших в губернской земской больнице, а дальнюю, северную часть — под военное кладбище. На нём хоронили скончавшихся в частях гарнизона и в кадетском корпусе.

По указу Святейшего Синода от 8-25 октября 1914 года для увековечивания памяти воинов, погибших в войну с Германией и Австро-Венгрией, предлагалось устанавливать памятники и мемориальные доски, строить церкви и часовни, а умерших в госпиталях хоронить в одном месте, создавая Братские кладбища. В Пскове разместили много госпиталей. 18 ноября 1914 года городская дума решила устроить такое Братское захоронение при Мироносицком кладбище около военного, с тем, чтобы при нём были памятник, часовня и регистрация умерших.

По сообщению «Псковских епархиальных ведомостей», 24 июня 1915 года епископ Евсевий (Евстафий Гроздов, служивший в Пскове с мая 1912 года) «прибыл на кладбище при Мироносицкой церкви и проследовал в АЛЕКСАНДРО-НЕВСКУЮ церковь на военном кладбище. После осмотра храма, святого престола и принадлежностей его Владыка проследовал к месту погребения воинов, почивших в местных госпиталях от ран, полученных ими в настоящую великую отечественную войну. Здесь среди могил Архипастырь вознес свои молитвы об упокоении героев-воинов. После этого Владыка изволил осмотреть прирезанный с западной стороны к Мироносицкому кладбищу Псковскою городскою думою участок земли для погребения воинов, почивших в настоящую войну».

Через две недели, 8 июля, в день Казанской иконы Божией Матери по предложению Святейшего Синода по всей России проводились «всенародные моления о даровании победы над врагами Отечества». Во Пскове после окончания литургии народ из всех церквей с духовенством и властями крестным ходом собрался у Троицкой церкви, а оттуда во главе с епископом и великой княгиней Марией Павловной общим крестным ходом вышел на Торговую площадь. Там в присутствии 15 тысяч человек состоялось торжественное молебствие. Затем крестный ход «направился на Завеличье на военно-гарнизонное кладбище, где Архипастырем и духовенством, среди могил героев-страдальцев воинов, павших в настоящую великую отечественную войну, с поимённым их поминовением была совершена великая панихида».

После этого «Владыка совершил освящение вновь прирезанного городскою думою к Мироносицкому кладбищу участка земли, предназначенного для погребения героев-воинов». «Псковская жизнь» в хроникёрской заметке отметила, что там уже были 260 могил.

Через год вновь заговорили о необходимости расширения Братского кладбища, так как там уже покоились 800 россиян и 27 пленных. Сюда иногда привозили и тела убитых на фронте, родные которых жили в городе. Вопрос рассматривался на заседании городской думы 18 августа 1916 года…

Остаётся добавить, что грустным воспоминанием об этой часовне на Мироносицком кладбище остался лежать её отброшенный взрывом бетонный купол.

*    *    *

Таким образом, в дореволюционные годы псковичи много сделали для прославления глубоко чтимого ими князя Александра Невского.

И за последние десятилетия в память о замечательном полководце древней Руси названы улица, переулок и мост через реку Великую, поставлен величественный памятник на горе Соколихе, проводятся праздники в его честь, восстановлен и стал действующим бывший храм Омского полка, при нём устроена православная духовная библиотека… Всё это требует ещё одного, самостоятельного и не менее обстоятельного повествования.

Н.Ф.Левин, псковский краевед (Александро-Невские чтения. 2001. №24)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *