Когда крестилась княгиня Ольга (А.Александров)

Вопрос о том, когда крестилась святая равноапостольная княгиня Ольга, всегда привлекал историков. Им интересовался и летописец, который датировал поездку княгини Ольги в Константинополь 955 г. и сообщил о том, что именно во время этой своей поездки Ольга приняла христианство и при этом перехитрила византийского императора, предлагавшего ей руку и сердце, а попутно и место на престоле Византийской империи рядом с собой. По летописи выходило так, что Ольга собственно и крестилась для того, чтобы избавиться от претензий императора, избрав его в качестве крестного отца. Император согласился. А вот после момента крещения княгиня заявила, что по христианским канонам крестный отец не может жениться на крестной дочери, так что сам император признал, что Ольга его перехитрила.

В дальнейшем историки, основываясь на дате визита Ольги в Константинополь, отнесли ее визит не к 955, а к 957 г. Долгое время эта дата оставалась общепринятой в исторической науке. Однако относительно недавно известный византиевист-историк Г. Г. Литаврин установил, что описанное византийским императором Константином Багрянородным и хорошо известное посещение Ольгой Константинополя относится не к 957 г., как считали до этого, а к сентябрю — октябрю 946 г. Кроме того, в тексте византийского источника заметили еще один любопытный факт, а именно: во время посещения императорского дворца она побывала во внутренних покоях императрицы Елены, куда язычники ни под каким предлогом пройти не могли. Кроме того, в свите княгини Ольги был священник Григорий, выполнявший свои прямые функции, а вовсе не функции переводчика, как считали ранее. В свите Ольги и так были три переводчика. Поэтому другой историк — О.М.Рапов, совершенно правильно считает, что присутствие в посольстве Ольги христианского священнослужителя — это верный признак того, что она уже приняла христианство.

Между прочим, и Константин Багрянородный никак не отметил крещение Ольги в его правление, а ведь византийцы никогда не упускали случая подробно описать подобные события. В связи со всеми этими наблюдениями снова возникает старый вопрос: а когда же все-таки крестилась княгиня Ольга? Частично ответ на этот вопрос можно найти в немецкой хронике Продолжателя Регинона, составителем которой являлся Адальберт, современник Ольги, тот самый Адальберт, который в качестве русского епископа был послан в Киев немецким королем Отгоном I и который сам побывал на Руси в 961-962 гг. Таким образом, он как никто другой, хорошо знал и время и обстоятельства принятия Ольгой христианства — ведь целью миссии было подготовить почву для принятия христианства Русью с запада. Вот дословный перевод этой хроники: «Послы Елены, королевы ругов, которая при Романе Императоре Константинопольском в Константинополе крещена, фиктивно, как потом выяснилось, пришли к королю просить епископов и священников для сего народа». При этом латинское слово ficte имеет несколько близких значений: «притворно, для вида, фиктивно», так что для приведенного текста подходит любое. А в целом смысл сообщения можно понять двояко: либо послы пришли притворно (тут чадо иметь в виду полный провал немецкой церковной миссии Адальберта в Киеве), либо Ольга при императоре Романе крестилась притворно, для вида (достаточно вспомнить, что по летописи это было сделано под давлением обстоятельств).

О крещении Ольги сообщают и другие, позднейшие источники. Византийский хронист Скилица также кратко повествует о крещений Ольги: «И жена некогда отправившегося в плавание против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, приплыла в Константинополь. Крещеная и истинной вере оказавшая предпочтение (этого) высокой чести удостоенная, вернулась домой». Правда, из этого текста не явствует, что Ольга крестилась в царствование Константина Багрянородного, когда она прибыла в столицу Византии после смерти Игоря, произошедшей в 945 г. Это могло произойти и раньше при императоре Романе I, согласно осведомлённому Адальберту, то есть ещё до истечения срока правления этого императора в 944 г., а, следовательно ещё при жизни своего мужа, киевского князя Игоря.

Император Роман I правил с 919 по 944 г., следовательно, княгиня Ольга могла поехать в Константинополь в любой из годов его правления. Однако здесь необходимо учитывать следующее обстоятельство. Если принять летописную дату рождения Ольги в 893 г., то в 944 г. ей могло быть около 51 года. Для средневековья это довольно большой возраст — ближе к старости. Между тем, по летописи, император, при котором она крестилась, «… видел её очень красивую лицом и разумную…», что мало соответствует ситуации последних лет правления императора Романа I, когда княгине Ольге было за 50 лет. Другое дело, если бы это произошло в начале его правления, где-нибудь около 920 г., когда Ольге было около 27 лет. Но тогда придется предположить, что Ольга ездила в Константинополь не два, а три раза, и в полном соответствии с информацией осведомлённого Адальберта приняла крещение в первую из своих поездок. Прямых указаний на такое положение дел в источниках нет. Однако косвенные имеются.

Естественно возникает вопрос: а как же император мог свататься к замужней княгине? Здесь надо иметь в виду, что, по отзывам современников, император Роман I был человек жёсткий и самовластный, многое решавший силой принуждения. В данном случае ставка в политической игре была очень высока — контроль за Русью давал византийцам очень большие выгоды. Затем существенно и то, что княгиня Ольга, судя по. источникам, была «от рода варяжского», то есть скандинавка, а обычное скандинавское право допускало развод по инициативе жены, о чём императору могли рассказать. Надо учитывать и чисто дипломатические обстоятельства, когда прямой отказ императору мог привести к сложным и непредсказуемым последствиям. В сложных и стеснённых обстоятельствах княгиня Ольга могла пользоваться тем, что византийцы очень любили крестить язычников, наряду с плохой осведомлённостью Романа I в делах церкви. Приняв крещение из рук Романа I, она немедленно приобрела союзника в лице православной церкви, перед которой в данном случае был бессилен даже император. Естественно, что, вернувшись в Киев, Ольга и её окружение сделали эту историю предметом широкого обсуждения с упором на то, как Ольга «переклюкала», то есть переумничала, перехитрила самого императора Византии.

Крещение в то время было частным делом человека в скандинавской среде, поэтому окружением Ольги и Игоря такой её шаг мог быть воспринят довольно спокойно. Вот претензии императора — это другое дело, это повод к войне… Иной вопрос — как восприняла свое крещение сама Ольга. И, если адальбертовское «фиктивно» относится к её крещению, то это только внешняя сторона дела. Известно, что иногда тайно крестившимся людям приходилось очень долго скрывать своё христианство, находясь среди язычников. И тут я подхожу к тому вопросу, который является наиболее существенным: как всё-таки крестилась Ольга по хронике Адальберта? Поскольку в 946 г. император и его семейство, люди, весьма хорошо осведомлённые в правилах христианского императорского двора, принимали Ольгу как несомненную христианку и со всеми причитающимися привилегиями, то надо думать, что знание церковных христианских норм и правил, необходимое во время визита, было проявлено ею в полной мере. Так что можно считать, что на это время Ольга уже считала себя христианкой и что крестилась она вполне осознанно и обдуманно. Но, по-видимому, вынуждена была долго скрывать свои убеждения вплоть до 946 г., когда она стала единовластной правительницей Руси и могла себе позволить демонстративно включить в состав своего посольства христианского священника Григория. Именно с этого времени, по сведениям Пролога, «…обновися рускаа земля святым крестом его ж приа благовернаа Олга ходяще всю рускую землю, дани и оурокы легкы оуставлящи, кумиры съкрушающи яко истинная оученица Христова даяше милостыню многу оубозей чаде аще и поганым даяше…», то есть давала милостыню и язычникам. Разумеется, идолов она могла сокрушать только в пределах своего княжеского домена, а вовсе не на племенных землях, где всё ещё процветало язычество. Пролог сообщает об обходе Ольгой собственно Русской земли, а таковой в годы её жизни были земли вокруг Киева, а также земли «внешней» северной Руси — Псковская и Новгородская. Надо полагать, что именно к этому периоду деятельности Ольги относятся легендарные данные об основании ею первых церквей в Пскове и его окрестностях.

Александров А. Когда крестилась княгиня Ольга? // Псковские хроники. 2000. № 5 (15).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *