По Новоржевскому и Опочецкому уездам (лето 2002)

Иконостас Воскресенской церкви Иконостас придела С высоты колокольни
Теребени. Воскресенская церковь Иконостас Воскресенской церкви Иконостас придела С высоты колокольни




Отец Георгий На колокольне Трапеза В Теребенях
Отец Георгий На колокольне Трапеза В Теребенях




Опочка. Кладбищенская церковь Опочка. Молебен Опочка. Часовня при больнице Аисты
Опочка. Покровская церковь Опочка. Молебен Опочка. Часовня при больнице Аисты




Новоржев. Восстановленная святыня Новоржев. В Краеведческом музее Алтун. Заросший пруд Алтун. Хозяйственная постройка
Новоржев. Восстановленная святыня Новоржев. В Краеведческом музее Алтун. Заросший пруд Алтун. Хозяйственная постройка




Алтун. У винокурни Древняя копилка Вехно. Преображенская церковь В Святогорском монастыре
Алтун. У винокурни Вехно. Древняя копилка Вехно. Преображенская церковь В Святогорском монастыре




26 июля состоялась очередная, ставшая уже традиционной, паломническая поездка от храма Александра Невского к святыням древней Псковской земли. Более 40 человек отправились в бывший Новоржевский и Опочецкий уезды Псковской губернии.

Город Новоржев был основан в 1777 году по указу императрицы Екатерины Великой. Стоит город на двух озерах, которые соединяются между собой искусственным каналом. В Новоржеве паломников встретила директор краеведческого музея. Древних святынь в городе практически не сохранилось. Последняя из существовавших до революции церквей была разрушена в 1964 году, сейчас по алтарю церкви проходит дорога. Церковь Рождества Христова на кладбище деревянная. Она была восстановлена совсем недавно и сейчас является единственной приходской церковью Новоржева.

XVIII-XIX века — время расцвета Новоржевского уезда. В это время в уезде появляются наиболее известные усадебные комплексы.

Алтун впервые упоминается в источниках под 1582/83 годом. Расцвет Алтуна связан с псковским родом Львовых, когда в Алтуне была устроена усадьба, ископан пруд в форме карты Америки. К сожалению, от богатой усадьбы почти ничего не сохранилось, кроме винокурни и нескольких почти развалившихся хозяйственных построек.

Следующим пунктом паломничества стало Вехно. В селе Вехно сохранилась церковь Преображения Господня с приделом Варлаама Хутынского, построенная в 1763 году. Преображенская церковь не закрывалась в советское время. Может быть благодаря этому хорошо сохранилось не только внутреннее убранство, но и добротная каменная ограда с кованой решеткой и старинной «копилкой»-жертвенником у входа. В Преображенской церкви паломников встретил настоятель — отец Василик.

После Вехно паломники отправились в бывшее имение Ланских Посадниково. До революции Посадниково было известно своей «потешной» церковью — копией Чисменской церкви в Санкт-Петербурге. Построенная Ланским церковь была во многом совершеннее своего прототипа и обладала более роскошным внутренним убранством. Однако эта церковь никогда не была освящена, т.к. была построена без разрешения епархиальных властей. Решение о разборе церкви было принято еще до революции. Окончательно Посадниковская церковь была разобрана в 20-е годы XX столетия. Сохранившимся памятником в Посадниково является Казанская церковь XVIII столетия. Очень интересно архитектурное решение храма — несколько поставленных друг на друга четвериков. Это памятник переходного периода — от барокко к классицизму. Может быть именно поэтому столь причудливы его архитектурные формы. Казанская церковь была закрыта вскоре после революции, разграблена и поругана. К сожалению и сейчас этот замечательный памятник псковской старины находится под угрозой разрушения, если немедленно не начать реставрационные работы.

К счастью, не везде можно было видеть только «мерзость запустения». Действующей осталась церковь Покрова Божией Матери в Баруте, близ Михалкинского (Святого) озера. Из Святого озера берет начало река Сороть. Прямым контрастом выступает бывшая усадьба Бороздиных Ладино. Рождественская церковь с замечательной пятиярусной колокольней находится под угрозой разрушения. Огромные трещины над алтарем, угрожающее положение храма в целом, падающие из стен кирпичи — все это требует немедленных реставрационных работ.

В Теребенях паломников встречал отец Георгий, настоятель церкви Воскресения Словущего. Этот батюшка известен далеко за пределами Псковской области. Еще бы — бывший сотрудник Русского музея, реставратор, друг Михаила Шемякина. Отец Георгий заочно отпевал известного русского писателя-эмигранта Сергея Довлатова. Глубокая мудрость сочетается в нем с необычайно легкостью общения. Он говорит очень сложные вещи простым языком, и это доходит до каждого. Вокресенский храм в Теребенях — один из немногих памятников деревянного зодчества на Псковщине. Необычное сочетание объемов всегда открывается по-разному, простота архитектурных форм подчеркивает целостность окружающегося пейзажа. В Воскресенской церкви похоронены родители замечательного русского полководца М.И.Кутузова.

Теребени — одно из мест Псковщины, откуда не хочется уезжать, по крайней мере, сюда очень тянет вернуться.

Последним пунктом паломничества стала древняя Опочка. Из храмов города сохранилась только кладбищенская Покровская церковь. Совсем недавно была освящена часовня при городской больнице. Опочецкий вал — одно из крупнейший оборонительных сооружений Псковщины. Дополнительную неприступность придает ему и текущая под валом река Великая, образующая здесь многочисленные протоки и островки. Когда-то была идея устроить в крепостных валах Опочки гидропарк. Но не осуществилось. Сейчас на круче крепостных валов, на месте сгоревшей беседки, планируется построить часовню.

Уставшие, но довольные паломники после 17-ти часовой поездки возвращались обратно в Псков. Впечатлений очень много! Святыни древней земли, встречи с замечательными людьми, молитвы… Может быть это самое главное в наше столь жестокое время…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *