Сильно пострадавшие и разрушенные часовни

АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ПРИ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ БОГАДЕЛЬНЕ
Ольгинская наб. (Красноармейская наб., квартал строящейся гостиницы «Интурист»)

14 января 1882 года городская дума решила приспособить под новую богадельню каменный двухэтажный дом, некогда принадлежавшей Екатерине Нарбут, купленный у нее городом в 1873 году под солдатские казармы и наконец-то освободившийся от воинского постоя, а также построить при нем отдельную часовню. Бывший дом Нарбут находился на Ольгинской набережной, против Печерского подворья (здание снесли для строительства гостиницы «Интурист»).

Выполнение работ по приспособлению дома Нарбут принял на себя почетный попечитель богадельни, купец первой гильдии Василий Николаевич Хмелинский, так как за предложенную думой по смете сумму 1762 руб. 84 с половиной копейки подрядчик не нашелся. Он приступил к ремонту в сентябре 1882 года, продолжал его в зимнее время, сделал за свой счет парадную лестницу с чугунными перилами и много других сверхсметных работ, построил каменную часовню, увеличив на треть ее площадь.

Для этой часовни городская управа заказала в столице иконы не только Александра Невского, но и других, наиболее почитаемых в Пскове святых – княгини Ольги Российской, Всеволода-Гавриила, для которых в стене напротив главного входа в часовню была устроена особая ниша. Торжественное освящение богадельни и часовни состоялось 15 августа 1883 года, в день Успения Божией Матери. «Псковский городской листок» назвал устройство нового, просторного помещения для Александровской городской богадельни с сиротским отделением и часовней – светлой страницей в истории нашего губернского города и местной думы.

Часовня разрушена в советское время.

Литература: Левин Н. Прославлен в старом Пскова // Новости Пскова. 1992. Специальный выпуск: «750 лет Ледовому побоищу на Чудском озере».


АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ПРИ ПАРОВОЗНОМ ДЕПО
У железнодорожной станции Псков.

Упоминание часовни содержится у протоиерея Олега Тэора: «Часовню во имя святого Александра Невского построили в воспоминание об императоре Александре II при паровозном депо станции Псков, находившемся за железнодорожными путями напротив здания вокзала. Наиболее торжественное богослужение в часовне проводилось ежегодно 29 августа в канун воспоминания церковью о перенесении мощей святого князя Александра Невского из города Владимира в Александро-Невскую Лавру».

До нашего времени часовня не сохранилась.

Литература: Олег Тэор, прот. Описание чтимых икон и жития святых Псковской епархии или имевших отношение к Псковскому краю. Ноябрь. Псков, 1995.


ВЛАДЫЧНЫЙ КРЕСТ
Лифляндская дорога (дорога на Логозовичи), в 3 верстах от Пскова.

Владычный крест, или молитвенный дом для встречи и сопровождения икон во время крестного хода из Печерского монастыря, находится в трех верстах от города близ Лифляндской дороги. Наименование его произошло, вероятно от того, что здесь был водружен крест по распоряжению Владыки, т.е. Новгородского Архипастыря, к епархии которого до 1589 года, принадлежал Псков. В числе икон, украшающих эту часовню, замечательна большая картина – список в увеличенном размере с храмового образа церкви Покрова у Пролома. Здесь еще яснее, нежели на иконе, можно рассмотреть древний вид города.

Скорее всего именно часовня Владычный крест упоминается в документе 1656 года – «Отписке псковского воеводы князя Ивана Хилкова да дьяка Миркурия Крылова съ приложениемъ описания дорогъ изъ Пскова до Риги, Юрьева Ливонского, Колывани и Ивангородка»: «А по той рижской дороге храмъ Николы Чюдотворца, словет Каменная ограда, ото Пскова полверсты. По той же дороге часовня ото Пскова две версты».

По сохранившимся фотографиям часовни видно, что по своим формам она близка к сохранившейся часовне в Новом Изборске. Четверик часовни был покрыт четырехскатным покрытием с невысокой ножкой барабана, увенчанной луковичной главкой с крестом. Стены четверика были декорированы лопатками, валиковыми разводами, настенными крестами.

Можно предположить, что часовня была построена не позднее XVIII века.

Икона с изображением Пскова XVI века из часовни в настоящее время хранится в Псковском музее-заповеднике. Прорись с иконы неоднократно публиковалась, в том числе и Н.Ф.Окулич-Казариным в «Спутнике по древнему Пскову» с заглавием: «Вид Пскова во время осады города Стефаном Баторием, снят со старинной иконы, хранившейся в часовне Владычного Креста (близ Пскова), а ныне находящейся в Троицком соборе».

До нашего времени часовня не сохранилась.

Литература: Толстой М. Святыни и древности Пскова. М., 1861; Сборник Московского архива Министерства юстиции. М., 1914. Вып. 2. № 27


ВЛАСИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА (ВЛАСЬЕВСКАЯ)
Набережная реки Великой, у Торговой площади (у Довмонтовой стены при съезде на мост через Великую).

Власиевская часовня выстроена в 1825 году. На месте этой часовни стоял храм во имя святого Власия, выстроенный, по словам митрополита Евгения, в 970 году, т.е. в первые времена христианства на Руси. Так как святой Власий заменил в народном веровании прежнего бога Велеса, покровителя стад, то возможно допустить, что Власиевская церковь была поставлена на месте, где некогда стоял идол языческого Велеса. Вероятно, к 1371 году эта пришла в совершенную ветхость и была разрушена, так как в этом году Псковичи соорудили новую Власьевскую церковь, каменную, на другом месте. В 1420 году во Пскове был страшный мор. дабы отвратить гнев Божий, Псковичи решили поставить в один день церковь на месте прежней Власьевской. Она разыскали ее основание, оказавшееся во дворе какого-то Артемия, выкупили этот двор и в одни сутки воздвигли в нем церковь во имя Всемилостивого Спаса. Мор тогда же прекратился. Впоследствии исчезла и Спасская церковь, а на ее месте устроена нынешняя часовня во имя св. Власия.

В советское время часовня была снесена.

Литература: Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.


ВОЗНЕСЕНИЯ (СЕРГИЕВСКАЯ) У СЕРГИЕВСКИХ ВОРОТ
Кохановский бульвар (Октябрьский пр.), Ботанический сад

Данных о часовне составителю найти не удалось. Ее изображение часто встречается на дореволюционных открытках. Местоположение часовни отражено на карте «План губернского Пскова». Вознесенская часовня находилась у Сергиевских (Лужских) ворот близ Сергиевского реального училища. По другим сведениям, часовня в нач. XX века имела посвящение в честь преп. Сергия Радонежского.

По своим формам часовня, в плане четырехгранная, близка к стилизованным формам московского барокко. Фасады часовни имели трехлопастное завершение, крыша часовни сложной «ломаной» формы. Часовня была увенчана миниатюрным барабаном с главкой и крестом. Несомненно, Вознесенская (Сергиевская) часовня – пример поздней стилизации, «русского стиля».

По случаю визита в 1903 году в Псков императора Николая II у Сергиевских ворот были возведены триумфальные ворота с царскими вензелями, гербами Российской империи и Пскова. Триумфальные ворота были возведены между Летним и Ботаническим садами, возле Сергиевской часовни.

В советское время часовня была снесена.

Литература: Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник… Вклейка: «План губернского Пскова»; Александро-Невские чтения. 2000. № 16; Император Николай II в Пскове. К 80-летию отречения от престола. Псков., 1997..№ 6.


ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА НА МИРОНОСИЦКОМ КЛАДБИЩЕ
Мироносицкое кладбище (Коммунальная ул., 11)

18 ноября 1914 года на заседании городской Думы Пскова было заслушано сообщение губернатора барона Н.Н.Медема: «Александровский комитет о раненых, в заботах об увековечении памяти жертв войны, приняв во внимание, что прибывающие в города Империи с театра военных действий раненые и больные воины размещаются в местных госпиталях и лазаретах, где некоторые и умирают, полагал бы крайне желательным, чтобы умершие воины были хоронены в одном месте, с сооружением часовен, крестов и памятников, дабы такие братские кладбища, обсаженные впоследствии деревьями и обнесенные решеткой, служили напоминанием следующим поколениям о жертвах Великой Европейской войны».

Инициативу поддержала не только Дума, но и начальник Псковского гарнизона генерал-лейтенант Ушаков (расстрелянный в марте 1917 года «благодарными» солдатами), городской голова Агапов, а также земство и духовенство. После довольно напряженных полуторагодичных споров была выделена свободная земля на Мироносицком кладбище за так называемой канавкой. Дума запросила у военного ведомства подробные списки погребенных. Представитель от духовенства священник А.В.Юпашевский подтвердил, что со стороны духовной власти будут предприняты все меры для обнесения кладбища оградой и «придания ему надлежащего благолепия». В 1916 году Псковская духовная консистория объявила сбор денежных средств в церквях, монастырях и общинах. Площадь кладбища была чуть более 1,5 га. На могилах за государственный счет ставились чугунные кресты с именами погребенных воинов. В конце июля 1916 года это место в Пскове именуется не иначе как «важный и дорогой жителям Пскова памятник – кладбище героев Отечественной войны». Земская управа на него ассигновала сумму в 2000 рублей.

В «Епархиальных ведомостях» за 1917 год о церкви-часовне говорится как об уже свершившемся факте. Тогда ее посетил псковский архиепископ. Приписана она была к храму Александра Невского и освящена, по воспоминаниям старейшего псковского священника отца Бориса из Толбы, во имя Воскресения Христова. Размеры воинской святыни внушительные – не менее чем 8х8 метров. Как и воинский храм Александра Невского часовня относилась к стилю поздней эклектики, была из красного кирпича с небольшим притвором с западной стороны. Купол для прочности выполнили из бетона.

В декабре 1928 года «при изъятии из Мироносицкой церкви ненужного и негодного имущества» в президиум псковского окрисполкома поступило ходатайство от заведующего окрфинотделом Лурье, в которой было предложено, учитывая ценность металла, произвести изъятие 300 чугунных крестов (ориентировочно на 500-600 пудов) в целях получения дохода от продажи металла в размере 300 рублей. Основание было более чем «весомым»: чувства верующих ущемлены не будут, поскольку похоронены на военном кладбище иногородние солдаты бывшей царской армии, имеющаяся часовня полуразрушена, целый ряд крестов беспорядочно стоит или валяется, а само кладбище в запустении и не имеет никакого отношения к гражданскому…

По воспоминаниям коренных псковичей, чьи родственники похоронены на Мироносицком кладбище, до и во время Великой Отечественной войны часовня существовала, но была без креста и использовалась поочередно властями. Кто ее взорвал – большевики или фашисты, можно лишь догадываться…

Единственным, кто оказался неравнодушным к поруганной святыне, стал настоятель возрожденного воинского храма Александра Невского протоиерей Олег Тэор, который отслужил панихиду по безвинно убиенным воинам и первым поддержал идею сохранения памятника.

Журналистам газеты «Новости Пскова» удалось обнаружить на Мироносицком кладбище перевернутый бетонный купол, который когда-то венчал Воскресенскую часовню (находится на Мироносицком кладбище в 190 метрах на север от Мироносицкой церкви).

Литература: Константинов О. Взорванная память. В Пскове обнаружен памятник героям Первой мировой войны // Новости Пскова. 1998. 24 ноября.


КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ и СВЯТОГО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
Довмонтов город (юго-восточная часть), район Рыбницких ворот.

Единственное упоминание часовни составителю удалось обнаружить у Н.Ф.Окулич-Казарина: «Пройдя Троицкие ворота, повернем налево, по направлению к Троицкому мосту. Слева мы увидим остатки юго-восточной части Довмонтовой стены, а в них – две часовни: во имя Казанской Божией Матери и святого Николая Чудотворца. Часовня святого Николая Чудотворца приходится почти против бывшей некогда в Довмонтовой крепости церкви святого Николая над Греблей».

До нашего времени часовни не сохранилась.

Литература: Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.


КРАСНЫЙ КРЕСТ (ЗНАМЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Угол Великолуцкой, Губернаторской и Георгиевской улиц (угол Советской, Некрасова и Георгиевской улиц).

«Красный» или «новый» крест стоял на этом месте в очень давние времена; но когда, кем и по какому случаю он был поставлен, неизвестно. Князев приводит легенду, будто здесь когда-то было страшное кровопролитие, от которого все это место было покрыто кровию, вследствие чего и часовня получила название «Красный Крест». Иваницкий в своей автобиографии сообщает более подробную редакцию этой легенды, а именно «когда поляки Стефана Батория ворвались в пролом, то на этом самом месте они были отражены и погнаны назад. Тут, говорят, нашли церковный окровавленный крест. Вероятно, какой-нибудь священник выходил с ним, но был убит». Нынешняя часовня была выстроена помещиком Ильей Александровичем Назимовым, братом декабриста; несколько лет тому назад она перестроена заново.

По мнению Василева, близ «красного креста» находилась в древности «ропатная лавица». Лавица происходит от «лавы», т.е. искусственно сделанного перехода через речку, ручей или топкое место. Такие лавицы существуют и сейчас на Пскове-реке, против Мишариной горки. Василев предполагает, что по обеим сторонам лав могли строиться торговые помещения, получившие оттого название лавок и лавиц. «Ропатою» же в наших летописях и старинных актах называлось сначала идольское капище, а потом слово это перешло на латинские костелы.

В некоторых документах XIX века часовня у Красного Креста называется во имя Знамения Божией Матери, а на планах Пскова 1890 и 1912 годов – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В плане часовня была круглая. Кровля венчалась восьмигранным глухим фонариком, на котором стоял еще один (меньшего диаметра) фонарик с крестом. Часовня принадлежала церкви Успения Божией Матери с Полонища. 27 августа 1932 года Псковский горсовет вынес решение: ввиду того, что двадцатка помимо Знаменской часовни пользуется Успенской церковью, договор на часовню расторгнуть и передать артели «Труженик» под оборудование парикмахерской. В годы Великой Отечественной войны часовня у Красного Креста сохранилась, но в апреле 1957 года она была снесена военными, так как вблизи от того места, где стояла часовня, вскоре началось строительство многоэтажного дома. Было также разобрано пристроенное к часовне одноэтажное здание, в котором после Великой Отечественной войны долгое время жили две семьи работников реставрационной мастерской.

В советское время часовня была снесена. Долгое время на ее месте находился пустырь с киоском «Союзпечать». В 2000 году практически на месте часовни установлен знак в память 450-летия псковской таможни.

Литература: Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков. 1913; Ефимов А. Уничтоженные святыни // Новости Пскова. 1999. 25 января.


МИХАИЛА АРХАНГЕЛА
Мирожская улица (указания XIX века)

Составителю удалось найти единственное указание на существование часовни. Журналист Олег Константинов писал в статье «Взорванная память»: «Купол для прочности выполнили из бетона. Кстати, точно такой же монолитный, как подтвердили старожилы, находился на уничтоженной часовне Михаила Архангела, что в каких-то 250 метрах от храма Александра Невского на бывшей Мирожской улице».

Литература: Константинов О. Взорванная память. В Пскове обнаружен памятник героям Первой мировой войны // Новости Пскова. 1998. 24 ноября.


НИКОЛАЯ БЛАЖЕННОГО (ЧАСОВНЯ НАД УБИЕННЫМИ)
Великолуцкая улица (Советская ул., д. 1/3).

Она была поставлена в XVII веке, после мятежа 1650 года. В недавнее время она перестроена. Над дверьми часовни прикреплена доска с надписью: «Лета 7158, от Рождества Христова 1650, июля в 12 день, при державе Государя Великого Князя Алексея Михайловича всея России, во Пскове был ужасный бунт по причине сделанного новгородским купцом Волком обмана против боярина Морозова, будто за согласие с ним намерены всех немецких купцов истребить. Во время сего бунта Псковскими мятежниками убито девять человек псковских помещиков, а именно: Феодор Михайлов Нащокин, Петр Кириллов сын Сумороцкий, Яков Силин сын Неклюдов, Матвей Фомин и сын его Василий Матвеев, Кирилл Иванов сын Горышкин, Иуда Пахомов, сын Сеславин, Варфоломей Прокопьев сын Хорламов, Еремей Федоров сын Чиркин, да с ними убит солдат Иван».

Эта туманная и запутанная редакция надписи требует пояснения. Бунт 1650 года охватил два города: Псков и Новгород. В последнем одним из зачинщиков был посадский человек Трофим Волк, казненный в 1651 году. Истинный смысл надписи должен быть таков: Волк оклеветал боярина Морозова с составил заговор, истребив всех немецких купцов, к какому заговору привлек и псковичей. Но даже и в таком виде эта надпись была бы исторически неверной: бунт против немцев начался во Пскове, а не в Новгороде, где он разразился месяцем позже. По слогу и стилю надписи, она не современна событию и сделана, по-видимому, не раньше XVIII века. Жертв мятежа было гораздо больше, как видно, например, из Синодика Троицкого собора, где одних собственно псковичей, не считая пусторжевцев, лучан, торопчан и пр. записано убитыми 30 человек. Почему на доске поименованы только 9 – неизвестно. Возможно, что они были убиты в самом Пскове, а быть может даже на том месте, где сооружена часовня.

Газета «Псковский набат» от 3 августа 1924 года сообщала: «Губисполком утвердил постановление о сносе на Советской площади часовни, построенной в память убитых во время восстания 9 помещиков. Предметы культа, находящиеся в часовне, будут переданы Троицкому собору». 13 августа 1924 года тот же «Псковский набат» сообщает: «Вчера приступлено к срытию часовни, построенной на Советской площади в честь убитых 9 помещиков во время восстания».

В советское время часовня уничтожена. В настоящее время место часовни занимает магазин на Советской улице (Советская ул., д. 1/3).

Литература: Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913; О судьбе псковских часовен // Псковские хроники. 1999. № 7.


ОЛЬГИНСКАЯ ЧАСОВНЯ
Ольгинская набережная

Находится на самом берегу Великой, вблизи Пароменской церкви, на том месте, с которого, по преданию св. Ольга смотрела на правый берег Великой и видела на нем три светлых луча. Здесь же она водрузила свой крест, по образцу коего сделан нынешний крест в Троицком соборе. Часовня сооружена в позднейшее время. Из-под нее бьет источник с целебной водой, слывущий Ольгиным ключом.

Ольгинская часовня была закрыта решением Псковского губисполкома от 19 июня 1924 года как «безприходная и не представляющая никакой ценности».

В 1960-е г.г. часовня была снесена. В 1994 года на месте часовни по проекту псковского архитектора Всеволода Смирнова был установлен замечательный кованый крест работы автора. Часовня восстановлена в 2000 году.

Литература: Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913; О судьбе псковских часовен // Псковские хроники. 1999. № 7.


ПОЛЬСКАЯ ЧАСОВНЯ
Александровская слобода (Плехановский посад, 74)

У Дмитриевской церкви находилось католическое кладбище. Православные и католические могилы были обнесены общей оградой из бутового камня, а разделяла их небольшая грунтовая дорожка. В середине XIX века на католической половине кладбища была построена часовня. На сохранившемся плане Пскова 1930 года хорошо видно, что она была довольно внушительных размеров, прямоугольная, 14,5 метра до верха, увенчанная колоколенкой. крестом. Главный вход завершался стрельчатой аркой. Над ним было большое круглое окно. Фасад с треугольным фронтоном, многоступенчатые карнизные тяги – все говорило о постройке часовни в классическом для католицизма готическом стиле. Часовня находилась в 90 метрах к юго-востоку от церкви Дмитрия Мироточивого.

В описи имущества церкви Димитрия Мироточивого на Дмитриевском кладбище за 1933 год значится и эта часовня. В ней находились три иконы на досках, одна икона в киоте без ризы и деисус (киот с тремя иконами). 9 июня 1935 года распоряжением Псковского горсовета Польскую часовню официально закрыли.

Видимо, часовню вскоре после этого разобрали, а кирпич использовали для строительных целей.

Литература: Ефимов Алексей. Польская часовня // Новости Пскова. 1999. 26 февраля.


СКОРБЯЩЕЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ У ВАРЛААМОВСКИХ ВОРОТ
Нарвская ул., у Варлаамских ворот (Леона Поземского ул., 53).

Возле церкви Варлаама Хутынского на Званнице до 1871 года стояла маленькая часовенка с иконою Рождества Пресвятой Богородицы; с этого же года сооружена нынешняя часовня, в которой ежегодно 7 сентября, после всенощной, служится молебен Божией Матери, с акафистом, а 8 сентября, после литургии, поется торжественный молебен с многолетиями.

В советское время часовня была снесена.

Литература: Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.


ЧАСОВНЯ ПРИ ИЛЬИНСКОЙ ОБЩИНЕ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ
Запсковье. Сенная ул. (район улицы Леона Поземского)

Изображение часовни опубликовано в книге Левина Н.Ф. Кирилло-Мефодиевские традиции в Пскове. Псков, 1999. Стр. 4.

До нашего времени часовня не сохранилась.

Литература: Левин Н.Ф. Кирилло-Мефодиевские традиции в Пскове. Псков, 1999.


ЧАСОВНЯ ПРИ ЦЕРКВИ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА С ГОРОДЦА
Великолуцкая ул. (Советская ул., 18).

Единственное сообщение о часовни у И.И.Василева. При описании церкви Михаила Архангела с Городца он указывает: «при церкви была богадельня, от которой осталась ныне существующая часовня».

Часовня не сохранилась.

Литература: Василев И.И. Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей. СПб, 1898.


ЧАСОВНЯ ПРИ ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ ОТ НОВОГО ТОРГА
Угол Новгородской и Губернаторской улиц (угол К.Маркса и Некрасова улиц).

Надпись на находящейся здесь иконе св. Троицы имеет некоторое отношение к истории наших стен: «икона эта, находившаяся в крепостной Петровской башне, падением оной 22 мая 1856 года повреждена и усердствующими возобновлена 1856 года июня 1 дня».

В советское время часовня была снесена.

Литература: Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.


ЧАСОВНЯ-СКЛЕП В КОРЫТОВО
Старокорытовская дорога

Единственное упоминание о часовне составителю удалось обнаружить в статье А.Ефимова «Церковь Спасо-Нерукотворного Образа в Корытове». В статье автор пишет: «В течение XIX века около Спасо-Образской церкви сформировалось кладбище, на котором и были похоронены Горожанские (владельцы усадьбы Корытово в XIX веке; среди них Семен Семенович Горожанский, купец, который приобрел Корытово на рубеже XVIII-XIX веков). На кладбище выстроили часовню-склеп».

Вероятно, часовня-склеп, как и сам усадебный дом, и церковь Спасо-Нерукотворного Образа, была разрушена в 1944 году при освобождении Пскова войсками Красной Армии.

Литература: Ефимов А. Церковь Спасо-Нерукотворенного Образа в Корытове // Новости Пскова. 2000. 13 апреля.


ЧАСОВНЯ СТАРО-ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
Старо-Вознесенский монастырь у Великих ворот (Советская ул., 62-64).

Упоминание о часовне находится в книге архимандрита Иосифа: «По правую сторону от Святых ворот построена каменная часовня в 1838 году стараниями Агнии II».

До настоящего времени часовня Старо-Вознесенского монастыря не сохранилась.

Литература: Иосиф, архимандрит. Старовознесенский женский монастырь в городе Пскове. СПб, 1862.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *